«Сейчас я играю в театре ровно полвека — солидный юбилей!»

Караван историйЗнаменитости

Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так захотелось побыть на вашем месте...»

Беседовала Инна Фомина

Фото: архив фотобанка/Fotodom

«Нам с Наташей Варлей в Заполярье подарили по огромной оленьей голове с рогами. Рейс до Москвы задержали часов на шесть. И все это время мы слонялись по аэропорту с этими головами, а к нам приставал кавказец: «Ну продайте мне эти головы за два миллиона рублей!» Сейчас цены совершенно иные, не могу точно перевести эти миллионы на нынешний курс. Но все равно сумма была приличная. Однако мы не хотели расставаться с такими интересными подарками. Самое смешное, что потом, в Москве, мы не знали, что с этими головами делать...»

— Юрий Николаевич, мы беседуем с вами накануне юбилея — скоро вам исполняется 75 лет...

— А еще играю в театре ровно полвека — тоже солидный юбилей!

— И вы по-прежнему снимаетесь в кино, выходите на сцену...

— Сейчас служу в Театре на Трубной. Перед интервью стал вспоминать, сколько лет в этой труппе работаю, — оказывается, уже двадцать! А сначала был Московский театр миниатюр, куда пришел в 1974 году. Там первым моим спектаклем стала постановка с символическим названием «Хочу в артисты»...

В тот театр попал благодаря другу — актеру Илье Баскину. Мы с ним вместе учились в училище циркового и эстрадного искусства (он поступил на год позже меня). После получения диплома я устроился в областную филармонию. А Илюша оказался в популярном Театре миниатюр, который располагался в саду «Эрмитаж».

Тогда труппой руководил Рудольф Григорьевич Рудин (потом долгие годы худруком там был Михаил Захарович Левитин, при нем театр начал называться «Эрмитаж»). Зрители знают Рудина прежде всего как пана Гималайского из легендарной телевизионной программы «Кабачок «13 стульев». Кстати, по сюжету Гималайский — руководитель театра, такое вот совпадение. Но Рудик был и талантливым режиссером.

Поработав какое-то время в труппе, Баскин решил попытать счастья в Америке (у него получилось — он снимался в Голливуде). И привел в театр на замену меня. Рудин меня взял. И в старом здании в саду «Эрмитаж» судьба свела меня с замечательными артистами...

— Одной из ваших театральных партнерш была Любовь Полищук...

— С Любочкой мы играли много. Сначала вместе поработали в спектакле Михаила Левитина «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» — первой в мире театральной постановке по произведениям Даниила Хармса (композитором спектакля был Владимир Дашкевич). «Школа клоунов» имела оглушительный успех, билеты на нее было не достать. Практически на каждом показе можно было увидеть среди публики выдающихся режиссеров, известных артистов... Полищук была блестящей актрисой: необыкновенная, яркая и всегда разная на сцене. То смешная, то трогательная, то роковая красавица. А в «Школе клоунов» Люба была очень эксцентрична. И как великолепно она двигалась! Я сам за этот спектакль терял по полтора килограмма, потому что мы все время танцевали, бегали, прыгали, двигали машину, которая в финале взрывалась. В общем, чего только мы там не делали! А в спектакле по Маркесу «Хроника широко объявленной смерти» Полищук играла мать главных героев. И там не было ни капли эксцентрики, глубокая драматическая роль.

Юрий Чернов, Леонид Броневой и Людмила Великая в фильме «Маяковский смеется», 1975 год. Фото: «Мосфильм»

— Последние годы жизни Полищук тяжело болела...

— Но при этом никогда не жаловалась: я ни слова про болезнь от нее не услышал. Люба все время была на позитиве. Когда приходила в театр, всегда лучезарно улыбалась, несла с собой радость. В Театре на Трубной до сих пор помрежем работает Эльвира Тедеева, которая рассказывала, как во время спектаклей она помогала Любе лечь на жесткую кушетку, стоявшую в гримерке. У Любы очень болела спина, ей надо было регулярно давать позвоночнику отдых. Эльвира приводила ее в чувство, без этого Люба просто не могла двигаться. И потом Любаня снова выходила на сцену...

А благодаря другому спектаклю Левитина — «Когда мы отдыхали...» по рассказам Жванецкого — я подружился с Ромой Карцевым и Витей Ильченко. В этой постановке также играли Рудольф Рудин, Эрик (Ерванд) Арзуманян (кинозритель его узнал по роли Первого министра в фильме «Обыкновенное чудо» Марка Захарова), Таня Шабельникова. И кстати, фамилия моего персонажа там была Чернов, вот такое совпадение.

Мой герой — рабочий — как сумасшедший бегал от стены к стене, бился в дверь: все время хотел сделать что-то полезное. Но начальство, которое в это время отдыхало, говорило ему: «Эта твоя работа не нужна, сделай лучше... вот это». И весь спектакль мой Чернов бегал, старался, снова ударялся о дверь. Докладывал, запыхавшись, начальству:

— Я сделал!

— Что ты сделал?! Это никому не нужно, выполни лучше вот что... — тогда подобное нередко происходило.

До сих пор практически наизусть помню блестящие, ироничные, глубокие тексты Михал Михалыча: у него же не слова, а сама поэзия, и при этом такая точная сатира на наше общество. Могу продекламировать монолог, который в самом начале произносил мой герой: «Медленно идет детство, тянутся, тянутся школьные годы. Быстрее идет институт, еще быстрее летят первые годы работы. А потом понеслось! Годы, от которых получаешь максимальное удовольствие, летят как бешеные, надо успеть сделать, сделать свою жизнь...» А в это время на балюстраде в белоснежных костюмах застыли, как статуи, остальные герои: Карцев, Ильченко, Рудин, Арзуманян.

— Вы со Жванецким встречались?

— Конечно, он же был автором спектакля. Тексты, которые там звучали, создавал при нас, артистах. Жванецкий приходил на репетиции, смотрел, как выстраивает постановку Михаил Захарович Левитин. Иногда какие-то фразы Жванецкий добавлял. Иногда, наоборот, что-то убирал.

Конечно, особо теплые отношения связывали Михаила Михайловича с Карцевым и Ильченко. Кстати, Витя был не только потрясающим артистом. Его можно назвать архивариусом Жванецкого. Ильченко скрупулезно собирал все написанное рукой Михаила Михайловича, даже самые короткие записки, заметки. Он относился к этому очень внимательно, ревностно и ничего не упускал, все складывал в специальную папку.

Однажды я захотел сохранить на память какой-то маленький монолог, написанный Михаилом Михайловичем для моего героя, — зажилить. Но после репетиции Витя сразу подошел ко мне и строго спросил: «Юра, где текст Михал Михалыча? Срочно верни!» Конечно, листок Ильченко я сразу отдал. Поэтому у меня нет автографа Михаила Михайловича, хотя мы много общались в тот период. Только в душе остались воспоминания о великом сатирике и прекрасном спектакле.

— Ильченко ведь рано умер — в 55 лет, от скоротечного рака...

— Я был на похоронах Виктора Леонидовича на Троекуровском кладбище. Потом все поехали на поминки. Они проходили в офисе Театра миниатюр Жванецкого, который располагался недалеко от метро «Маяковская», на 1-й Тверской-Ямской улице. На последнем этаже старого здания в свое время выделили Михаилу Михайловичу под театр десять комнат, а теперь там открыли музей великого писателя...

Юрий Чернов в фильме «Бабий бунт, или Война в Новоселково», 2013 год. Фото: «Ода Фильм Продакшн»

Помню, как за столом безутешно плакал Карцев. Нет, он просто ревел. Ильченко и Карцев были уникальным творческим дуэтом, парой. И Ромочка рыдал, потеряв самого близкого друга и партнера по сцене. Не раз слышал: «А почему Карцев не нашел себе «второго Ильченко»? Выходил бы на сцену с другим артистом...» А он просто не мог и подумать, чтобы работать с кем-то другим...

Потом в Театр миниатюр пришел Иосиф Райхельгауз, и я играл в его спектакле по пьесе Семена Злотникова «Триптих для двоих». В нем было три новеллы, в каждой играл актер-мужчина (у меня была роль бегуна), а героиня была одна — Томочка, Тамара Дегтярева, актриса театра «Современник». Ее широкий зритель знает по роли Агаты в телефильме «Вечный зов». Но вскоре из этого театра я все-таки ушел.

— Почему?

— Потому что меня не отпустили в Афганистан... Мы с приятелем, коллегой по Театру миниатюр Владимиром Корнеевым, подготовили патриотическую программу. Там были песни военных лет, сценки из спектаклей, стихи, сатирические куплеты, высмеивающие Гитлера. Потрясающая программа, которую хотели показать нашим военным, которые служили и воевали в Афганистане.

— Вы хотели поехать в горячую точку?

— Мы понимали, что там опасно, там стреляют. Но нам очень хотелось поддержать наших ребят. Кстати, многие артисты тогда летали в Афган, так помогали солдатам. Сначала мы с Володей показали программу в актовом зале военного госпиталя под Красногорском. Вышли на сцену с нашими смешными куплетами и увидели ребят без рук, без ног. Поем, шутим, пытаемся улыбаться, а у нас слезы текут...

На том концерте были представители Главного политического управления армии. Им программа очень понравилась, и нам с Володей сказали: «Готовьте документы, прежде всего характеристику из театра. Мы вас отправим в Афганистан, а потом в Германию, Чехословакию, Венгрию. Будете выступать в воинских частях».

На следующий день я зашел в нужный отдел ГлавПУРа, он находился рядом с Театром Советской армии. Мне дали фирменный бланк с красной звездой сверху: «Просим Театр миниатюр подготовить характеристику на актеров Корнеева и Чернова». С этой бумагой иду в театр, в дирекцию. А мне говорят:

— Мы не дадим тебе характеристику, не можем рекомендовать.

— Да почему?!

— Не можем, и все...

Даже не уточнили, что такого особого мы с Володей сделали, что только нас двоих от театра посылают в Афганистан.

— Обидно стало?

— Не то слово! Я же на репетицию ни разу не опоздал, пьяным в театре никогда не был. Мой первый театральный режиссер Рудик Рудин даже удивлялся по этому поводу:

— Юр, а ты что, вообще не выпиваешь?

— Выпиваю.

— А чего я тебя ни разу не видел поддатым?

— Потому что не пью в театре, я театр люблю...

Для меня немыслимо сорвать съемки, спектакль, гастроли. День свадьбы моего сына Максима совпал с моим выступлением в антрепризном спектакле в Тюмени — гастроли были назначены заранее, все билеты проданы. Думал, мне смогут найти замену, но не получилось. В итоге в день спектакля много раз звонил сыну, чтобы он рассказал, как все проходит. И Максим для меня «вел репортаж»: «Папа, мы едем в ЗАГС... Мы едем из ЗАГСа... Приехали в ресторан... Режем торт...» В конце спектакля, на поклонах я не удержался и признался публике: «А у меня сегодня сын женился!» И весь зрительный зал дружно зааплодировал и три раза прокричал: «По-здрав-ля-ем!» Кстати, когда у меня самого была свадьба, вечером тоже играл спектакль.

Юрий Чернов в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год. Фото: «Мосфильм»

— Так почему вас не хотели отпускать в Афганистан?

— В конце концов в дирекции мне назвали причину. Оказывается, я не посещал политзанятия. Сейчас только люди старшего поколения поймут, о чем идет речь. А тогда нескольких пропусков «политинформаций» было достаточно, чтобы не пустить человека за границу. Я вспылил: «Я что, такой подонок?!» Тут же схватил листок, написал заявление об уходе, бросил его на стол, повернулся и ушел. Хотя тогда был плотно занят в репертуаре. А Володя Корнеев стерпел, остался. Когда через годы на поминках по Ильченко Володя увидел слезы Карцева, он подошел ко мне и расплакался:

— Прости, Юра! Не должен был я в той ситуации оставаться в театре...

Я его успокоил:

— Да ладно, Володя, столько времени прошло.

— Где нашли работу после увольнения?

— Меня взял в «Театр Луны» Сергей Проханов. Там в спектакле «Ночь нежна» по Фицджеральду моими партнерами были Елена Дробышева, Леночка Захарова, Анатолий Ромашин, Сергей Виноградов, Марина Блейк и Дима Певцов — с ним у нас была сцена драки. И после каждого спектакля мы друг у друга спрашивали: «Я тебя не очень сильно ударил?» А потом случайно — а в нашей жизни, наверное, все так происходит — встретил на улице Любу Полищук. Остановились, чтобы поболтать. Она поинтересовалась, как у меня с работой в театре. Я признался, что не очень. И вдруг она говорит: «А ты знаешь, ведь Райхельгауз начал создавать театр «Школа современной пьесы». Он уже делает со мной и Аликом Филозовым спектакль «Пришел мужчина к женщине», думает о других проектах. Я ему скажу про тебя». И не обманула — сказала. Чем определила мою театральную судьбу на годы вперед...

— Вы упомянули про Филозова...

— Алик, Альберт Леонидович, был удивительный человек, по-настоящему преданный делу, профессионал до мозга костей. Последние годы он тяжело болел — онкология, но не мог жить без театра. Алик выходил на сцену в спектакле за две недели до смерти. Невозможно представить, каких усилий это у него потребовало...

Мы с Филозовым вместе играли в нескольких спектаклях. И в «Медведе», и в разных версиях «Чайки». В «Доме» Гришковца они с Леной Санаевой играли бабушку и дедушку, а я — врача. Помню, как на спектакли его жена Наталья приводила маленьких дочек Настю и Аню. А еще мы не раз вместе с Филозовым выезжали на гастроли. Алик был легким на подъем, несмотря на солидный возраст. И когда мы были со спектаклями в Париже, он меня просто поразил. Вставал очень рано, завтракал и шел смотреть город. Брал меня с собой и, как настоящий гид, рассказывал много интересного. Он хорошо знал Париж, потому что в свое время снимался там в картине «Тегеран-43». Он водил меня по районам, где проходили съемки, показывал не только «открыточный» Париж, но и те уголки, где туристы обычно не бывают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась» Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась»

Первое время было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить: кто она и кто я

Коллекция. Караван историй
Своя обжарка Своя обжарка

Нам хотелось, чтобы гости могли проникнуться кофейной культурой

Bones
Дело тонкое: актеры сериала Дело тонкое: актеры сериала

Как выглядят актеры сериала "Великолепный век", прославившиеся на весь мир

Cosmopolitan
Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой

«Сноб» рассказывает культовую историю жизни Виктора Цоя

СНОБ
Святые отцы Святые отцы

Больше хо­ро­ших ге­нов! Для вдох­но­ве­ния «Татлер» со­брал до­сье на два­дцать семь мно­го­дет­ных пап. Степень свя­то­сти у них раз­ная, но все спо­соб­ны про­кор­мить птенцов.

Tatler
Всеволожские шины обрусели Всеволожские шины обрусели

Как шинному предприятию удалось сохранить финские производственные процессы

Монокль
Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год

Было рассчитано воздействие образования пищевых отходов на окружающую среду

ТехИнсайдер
«Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн «Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн

Психологическая драма Ингмара Бергмана и ее ремейк 2021 года

СНОБ
«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей «Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей

Кинокритик рассказывает про сериал о пожилом сыщике и его неожиданной помощнице

Forbes
Почему в Китае приговорили к смерти австралийского писателя и за какие преступления казнили иностранцев в КНР Почему в Китае приговорили к смерти австралийского писателя и за какие преступления казнили иностранцев в КНР

Почему в Китае приговорили писателя и за что в КНР казнят туристов

СНОБ
«Земля плоская: Генеалогия ложной идеи» «Земля плоская: Генеалогия ложной идеи»

Как Христофор Колумб стал символом триумфа над средневековьем

N+1
Управление гневом Управление гневом

Как экологично выражать злость и недовольство?

Лиза
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты! Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты!

Хорошо ли, когда в обществе у всех людей один и тот же опыт?

ТехИнсайдер
Мозговой штурм: за кем следить в мире нейроинтерфейсов и что их ждет в будущем Мозговой штурм: за кем следить в мире нейроинтерфейсов и что их ждет в будущем

Для чего ученые пытаются совместить человеческий мозг с компьютером

Forbes
Как проверить серебро на подлинность и отличить его от других металлов Как проверить серебро на подлинность и отличить его от других металлов

Как же выяснить наверняка, такие уж ценные бабушкины ложки?

РБК
Идеальный дом Идеальный дом

Модная классика и экостиль: квартира с двумя террасами

SALON-Interior
Выбросить все ненужное: 6 сфер в жизни, в которых необходимо навести порядок Выбросить все ненужное: 6 сфер в жизни, в которых необходимо навести порядок

Чтобы изменить свою жизнь, для начала нужно удалить из неё все лишнее

Psychologies
Упаковка меняет имя Упаковка меняет имя

Как меняются производители упаковочных материалов

Деньги
10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак 10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак

Лайфхаки, которые рассказывают о тонкостях уборки в квартире, где живут питомцы

VOICE
Играя на гармошке: как на народном инструменте заработать 300 млн рублей в год Играя на гармошке: как на народном инструменте заработать 300 млн рублей в год

Как предприятие по производству гармошек и баянов снова приносит миллионы?

Forbes
«Когда ты уже похудеешь?»: 5 шагов, которые помогут справиться с критикой вашего тела «Когда ты уже похудеешь?»: 5 шагов, которые помогут справиться с критикой вашего тела

Как не разрушать себя изнутри, если вы не вписываетесь в стандарты красоты?

Psychologies
И в горе, и в радости, и отдельно: почему настоящая близость невозможна без сепарации И в горе, и в радости, и отдельно: почему настоящая близость невозможна без сепарации

Что же такое «быть вместе», почему это высшее благо и, одновременно, наш страх

Forbes
Выйти из режима ожидания Выйти из режима ожидания

Некоторая любовь сродни зависимости: в них много стойкости, но мало радости

Psychologies
Призраки в мешке Призраки в мешке

«Нечисть»: крепкий подвальный хоррор на основе успешной короткометражки

Weekend
Миф глубокой заморозки Миф глубокой заморозки

Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

Монокль
Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу

Чего сексологи, основываясь на профессиональном опыте, избегают делать в спальне

Psychologies
Трудный зимний «хлеб» Трудный зимний «хлеб»

«Крадусь, следуя цепочкам следов диких коз...»

Наука и жизнь
«Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!» «Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!»

Мария Кравченко о дружбе на съемочной площадке, ощущении возраста и самых родных

OK!
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
Открыть в приложении