12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей
Фильм «Мастер и Маргарита» заработал более 1 млрд рублей на 12-й день проката. Это хороший повод вспомнить (и пересмотреть) экранизации других произведений Михаила Афанасьевича Булгакова (и классический сериал Владимира Бортко тоже, конечно же).
«Роковые яйца» (1995)
Жанр: фантастика, комедия
Режиссер: Сергей Ломкин
В ролях: Олег Янковский, Андрей Толубеев, Нина Усатова, Ирина Сенотова
«Роковые яйца» Сергея Ломкина, режиссера, до этого снимавшего преимущественно «Ералаш», очень хорошо передают дух кинематографа 1990-х годов. Снятый в коллаборации с чешской киностудией с участием целого каскада российских кинозвезд фильм тем не менее производит впечатление бессмысленного балагана. В сюжет вкрались персонажи из «Мастера и Маргариты», в частности Воланд в исполнении Михаила Козакова и его труппа (Кота-Бегемота сыграл Роман Мадянов, и это правда забавно). Дьявол подталкивает профессора Персикова (Олег Янковский) к сделке с государством, и вскоре на Москву двинутся орды гигантских хищных тварей. В «Роковых яйцах» есть любопытные моменты и удачные актерские работы, но остается жалеть об утраченных возможностях: уровень бюджета и режиссуры совсем не тянут на столь амбициозный замысел.
«Хорошо забытое старое» (2003)
Жанр: мультфильм, короткометражка
Режиссер: Ефим Гамбург
Куда лучше «Роковых яиц» 1995 года смотрится небольшой, но остроумный мультфильм Ефима Гамбурга, снятый по той же повести спустя восемь лет. Здесь прекрасно передана фактура эпохи 1920-х годов с отсылками к кинематографу, литературе и живописи советского авангарда. Кроме того, батальные сцены между красноармейцами и гигантскими жуками лучше подходят для анимации, чем для художественного фильма. В сущности, у Гамбурга получилась не столько экранизация Булгакова, сколько оммаж классической фантастике: в кадре появляются марсианка Аэлита и инженер Гарин из произведений Алексея Толстого, а также герои голливудских фильмов: Человек-невидимка, Фантомас и доктор Франкенштейн. Конечно, вряд ли «Хорошо забытое старое» можно назвать в числе лучших экранизаций Булгакова, однако мультфильм все-таки не заслуживает забвения.
«Пилат и другие» (1971)
Жанр: драма
Режиссер: Анджей Вайда
В ролях: Войцех Пшоняк, Ян Кречмар, Даниэль Ольбрыхский, Анджей Лапицкий
Мрачная фантасмагория польского классика Анджея Вайды («Пепел и Алмаз») по мотивам «Мастера и Маргариты». Сюжет фильма разворачивается вокруг диалога Иешуа и Пилата, который длится как бы вне времени и переносится в том числе в современность: крестный ход, например, проходит прямо посреди улиц мегаполиса. От романа здесь осталось не так много: в сущности, Вайда взял из него только сцены в Ершалаиме, однако булгаковские философские мотивы используются в фильме нетривиально и любопытно. Режиссер жестко критикует современное общество потребления, и начинается картина со сцен на бойне, где репортеры берут интервью у баранов и овец. Казалось бы, при чем тут «Мастер и Маргарита»? Однако Вайда, играя на контрастах и ассоциациях, показывает актуальность и вневременность размышлений Булгакова о человеческой природе. «Пилат и другие» понравится любителям старого европейского артхауса, в частности Луиса Бунюэля и Пьера Паоло Пазолини, снимавших в похожем ключе.
«Собачье сердце» (1976)
Жанр: фэнтези, драма, комедия
Режиссер: Альберто Латтуада
В ролях: Макс фон Сюдов, Элеонора Джорджи, Марио Адорф, Джина Ровере
Итальянский режиссер Альберто Латтуада снял за свою жизнь немало экранизаций русской классики, включая «Шинель», «Капитанскую дочку» и чеховскую «Степь». Однако самым известным среди них стало «Собачье сердце» по Булгакову, — к слову, первая адаптация знаменитой повести на экране. Картина довольно точно воспроизводит сюжетную канву первоисточника, и даже реконструкция быта советских 1920-х годов выглядит достаточно достоверной. Но запомнилось итальянское «Собачье сердце» прежде всего актерским составом, а именно Максом фон Сюдовым в образе профессора Преображенского. Знаменитый датчанин, любимый актер Ингмара Бергмана, блестяще воссоздал образ дореволюционного интеллигента, который не может принять новое советское время. Часто проводятся параллели между итальянским «Собачьим сердцем» и советским, снятым Владимиром Бортко. При некоторых явных визуальных сходствах экранизации отличаются по тональности и акцентам. В картине Латтуады много чисто итальянского юмора, и молодой эстрадный артист Кокки Понцони в образе Шарикова (здесь он Бобиков) играет смешного простака с большими глазами. Советский же Шариков – персонаж сложнее и драматичнее.