«Добрым молодцам урок»: как сказки влияют на детскую психику
В детстве все мальчики и девочки попадают в волшебный мир сказок, где вымышленные персонажи живут в придуманной реальности. Чего там только не происходит: старуха с костяной ногой заманивает детей к себе в логово, чтобы зажарить их и съесть, а болотная лягушка превращается в красавицу после поцелуя прекрасного царевича. Как такие сценарии могут повлиять на детское сознание и поведение во взрослой жизни? Разбираемся вместе с экспертами.
Несмотря на то что в сказках все не по-настоящему, считается, что их персонажи очень похожи на реальных людей, а заложенные в них программы, установки и сценарии учат детей общаться друг с другом, строить отношения, а также находить выход из любых ситуаций в настоящей, а не придуманной жизни. Получается, что они участвуют в процессе воспитания ребенка. Но какова тогда их роль наряду с родителями и социумом?
«Основное влияние на формирование личности ребенка, конечно же, оказывают родители. Дети впитывают больше всего информации, наблюдая за мамой и папой: как они реагируют на различные ситуации, контактируют между собой и с другими людьми, а также, как они в целом отзываются о мире, — поясняет детский психолог Анна Уткина. —
Если ребенку что-то становится непонятно в реальной жизни, тогда он пытается найти ответы в сказках, которые говорят с ним на его языке, а именно — создают фантастическую картину мира. Ведь у детей до определенного возраста мифологическое мышление. Именно поэтому нельзя преуменьшать влияние сказок».
Как сказки влияют на будущее ребенка
Получается, что дети в поисках ответов на свои вопросы проигрывают сценарии из сказок. Тогда возникает вопрос, могут ли повзрослевшие «тети» и «дяди» бессознательно выбирать сказочный сюжет из детства и приближаться к заранее продуманной счастливой или несчастливой концовке в определенной жизненной ситуации?
«Сказки, прочитанные в детстве, могут повлиять на взрослую жизнь, потому что они закладывают определенные паттерны поведения у детей, — считает Анна Уткина. — Скучные нотации могут потеряться в их памяти, а вот то, что окрашено эмоционально — то есть магический сюжет — заседает в памяти уже прочнее. Тем более, что во время чтения книги или просмотра фильма дети ассоциируют себя с кем-то из персонажей, как правило, с главным героем.
«Кто из нас, советских детей, не читал сказку про Золушку? — продолжает детский психолог. — Про то, что с трудом, терпением, смирением можно пробиться в принцессы. Большинство современных российских женщин возраста 30 плюс — это послушные домохозяюшки, которые все умеют: готовить, шить, убирать. К тому же считают это своим святым долгом. Это внушалось девочкам и еще подкреплялось в воспитании. А вот героини из современных сказок — „Рапунцель“ и „Храбрая сердцем“ — это бунтарки, которые бросают вызов принятым устоям. Именно таких девочек мы видим сейчас в возрасте 10 плюс».
Детский психолог и сказкотерапевт Мария Серебрякова согласна, что сказки могут повлиять на взрослую жизнь ребенка: «Необходимо, чтобы ребенок пробовал себя в разных сценариях: проигрывал и проживал образ не только несчастной Золушки, но и счастливой королевы (короля) — то есть осваивал многочисленные сценарии. Таким образом он может получить разный опыт».
Но если дети проигрывают сценарии из плюс-минус одинаковых прочитанных сказок во взрослой жизни, то почему тогда не у каждой девочки появляется принц на белом коне, и не каждый мальчик может постоять за себя, как богатырь?
«Многое зависит от нервной системы ребенка, от его восприятия и окружения, — объясняет Анна Уткина. — Прочитать сказку — это одно, а интерпретировать — другое. Сама по себе книга не может стопроцентно повлиять на будущее поведение ребенка, только частично.
Но если дома родители поддерживают те модели, которые транслируют сказки, то ребенок стремится соответствовать им, раз родители это одобряют
Например, чтобы заслужить признание и похвалу от родителей, ребенок старается быть для них хорошим — пытается стать таким же трудолюбивым, как Золушка, или таким же смелым, как Питер Пэн. Девочка рассуждает так, что, если хорошо быть Золушкой, значит, она будет вести себя как эта сказочная героиня. Берет тряпочку, когда мама прибирает, и заслуживает похвалу, тем самым демонстрируя некую ожидаемую модель поведения. А потом за это получает награду в виде похвалы. Так и формируется эмоциональное подкрепление, которое используется даже в дрессировке животных».
«Несмотря на заложенные сценарии, все мы стремимся к счастливой жизни. Чтобы мальчику стать богатырем, он должен пройти испытания и обрести силу. Если ребенку, который считает себя слабаком и ничтожеством, показать на терапии, где он силен, то он сможет ощутить себя богатырем, — подчеркивает Мария Серебрякова. —