«Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания
В Национальном драматическом театре России (Александринском театре) — премьера спектакля, посвященного 150-летию Всеволода Мейерхольда
Воснове спектакля художественного руководителя театра Валерия Фокина — стенограмма собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года, которое было посвящено статье Павла Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда». Статья стала приговором и театру, закрытому в скором времени после ее выхода, и самому Мейерхольду: его арестовали спустя полтора года. Участники собрания — актеры ГосТИМа заходят в зал вслед за зрителями и рассаживаются на стульях, расставленных в первом ряду. Председательствующие поднимаются на сцену. Всеволод Мейерхольд (его играет Владимир Кошевой) вместе с Зинаидой Райх (в этой роли на сцене Олеся Соколова) появляются чуть позже остальных. Он выступает первым и дежурно кается в своих ошибках. Следом один за другим выступают актеры театра. Они высказывают накопившиеся за годы работы претензии к художественному руководителю театра. Все понимают: он обречен. И все же один из сотрудников решается выступить в его защиту. «Ошибки Мейерхольда — это не преступление, а ошибки изобретателя» — эта фраза переворачивает ход собрания: обвинительный тон резко меняется на оправдательный.
В действие, сотворенное в жанре документального театра, Валерий Фокин вплетает фрагменты гостимовских театральных репетиций. Словно Всеволод Мейерхольд включает свое воображение, разрывает реальность собрания, на котором вынужден выступать в роли объекта общественного порицания, и переносится в пространство, где становится самим собой. Там актеры, только что со смешанными чувствами низвергавшие режиссера с сотворенного ими же пьедестала, снова оказываются полностью в его власти. Они сливаются в единый организм, которым управляет он, Всеволод Мейерхольд. В этот момент Валерий Фокин