Маленькие взрослые: 4 типа парентификации и их последствия
Многие заботятся о себе с помощью любимой еды, спа-процедур и встреч с близкими. Но забота о себе — это куда более сложный процесс, который должен включать анализ чувств и потребностей, работу с источниками стресса и паттернами поведения. Последние, к слову, нередко формируются под влиянием парентификации. О том, в каких семьях она возникает и как сказывается на нашей жизни, рассказывает Нина Мутон в книге «Все начинается с заботы о себе» («Альпина Паблишер»).
Идеальных родителей не существует. Поэтому каждый из нас так или иначе ощущает на себе последствия парентификации. У всех есть свои синяки. Родители либо не замечали, что мы пытаемся им помочь, либо (порой буквально) отталкивали нашу помощь. Люди, которым в детстве приходилось слишком много получать (вечный ребенок), были лишены возможности развиваться самостоятельно и не смогли раскрыться как личность.
Парентификация, в зависимости от того, как много мы отдаем или получаем, имеет определенные градации. В этом отношении проявления парентификации можно представить в виде шкалы: от крайних, деструктивных форм с пагубными последствиями до минимально выраженных.
На одном конце шкалы ситуация, когда ребенку приходилось заботиться о родителях сверх своих возможностей, не получая при этом признания за помощь и заботу. В результате, став взрослым, такой человек продолжит только отдавать, будучи неспособным принимать чужую помощь. На противоположном конце — ситуация с минимальными проявлениями парентификации. В этом случае человек столкнется с гораздо меньшим количеством негативных последствий, хотя ему тоже надо быть осторожным, чтобы не угодить в ловушки прошлого.
Как и тип привязанности, последствия парентификации остаются с нами на всю жизнь. Однако, разобравшись в том, что оказало влияние на формирование вашей личности, вы сможете осознанно справляться с этим. Вы поймете, какие паттерны управляют вашим поведением, и сможете уберечь от них собственных детей.
Признаки парентификации, даже в самых экстремальных случаях, не так просто заметить
Окружающие видят, что ребенок опережает в развитии сверстников на разных уровнях— когнитивном, социальном, эмоциональном, психическом, и это порой вызывает восхищение: «Он развит не по годам! Такой самостоятельный!» Однако никто не задумывается, чем обусловлены эти опережающие темпы развития. Ребенку приходится брать на себя обязанности, не соответствующие его возрасту.
Такие дети испытывают сильный стресс. Они вынуждены вести себя как взрослые, хотя и не являются ими. Окружающие считают их примером для подражания, тогда как их внутреннее состояние оставляет желать лучшего. У детей, страдающих от крайних форм парентификации, часто бывают нервный тик и проблемы со сном, так как они не могут справиться со стрессом. Поскольку их никогда не учили вести себя по-детски, они не умеют играть и взаимодействовать со сверстниками, которые замечают это. Такие дети чувствуют себя «другими», потому что в свободное время заняты делами, нетипичными для их возраста.