Как Binance взлетела на неудачном запуске фирменного токена
Количество мифов, окружающих взлет крупнейшей криптобиржи в мире Binance, впечатляет. Однако в ходе расследования Forbes USA выяснилось, что первичное размещение криптовалюты в 2017 году оказалось настоящим провалом, который компания обернула себе на пользу и собрала приличный резерв криптоактивов
Часть I
Пока Сэм Бэнкман-Фрид, обесславленный основатель FTX, дает в Нью-Йорке показания в суде по делу о мошенничестве и отмывании денег, крупнейшая в мире криптобиржа Binance переживает экзистенциальный кризис. Против фирмы поданы иски со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США и Комиссии по торговле товарными фьючерсами: ведомства обвиняют площадку в мошенничестве по отношению к клиентам и обмане регуляторов.
Как заявляют в компании, в конце сентября «внезапное решение» прекратить обработку трансакций Binance в евро принял платежный оператор Paysafe ― к тому моменту платформа уже ушла из ряда европейских стран, включая Нидерланды. Также платформе приходится иметь дело с оттоком ключевых кадров по всему миру. На многочисленные просьбы Forbes USA дать комментарий по всем этим пунктам в Binance не ответили, но претензии в рамках иска Комиссии по торговле товарными фьючерсами отвергают и говорят, что он несостоятелен сразу по нескольким причинам, а жалобу со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам называют слишком общей.
Несмотря на все это, самой серьезной проблемой криптобиржи, вероятно, является сокращение объемов торгующихся средств, ведь с 2022 года на рынке цифровых активов по-прежнему бушует криптозима. Данные обстоятельства сказываются и на фирменном токене BNB, который с пиковых значений порядка $675 в мае 2021-го растерял 68% своей стоимости.
Сейчас капитализация коина составляет $33 млрд, и он давно стал важным компонентом операционной модели Binance. Как бы то ни было, подробный разбор первичного размещения токена в 2017 году свидетельствует о том, что ранний этап развития платформы был куда менее безоблачным, чем принято считать.
Если верить основателю биржи Чанпэну Чжао, который стал миллиардером, идея запустить фирменный коин от Binance зародилась 14 июня 2017 года во время ужина в Чэнду, в китайской провинции Сычуань. 18 июня он опубликовал 17-страничную белую книгу (документ, служащий своеобразным регламентом для проектов в криптосфере). В ней был приведен плотный график начала операций с подробным описанием нового цифрового токена под названием Binance coin или BNB, выпустить который планировалось в ходе трехнедельного аукциона. В отличие от американского конкурента в лице Coinbase, детище Чжао фиатные валюты типа доллара США не принимало. Биржа была задумана как площадка для торговли исключительно криптоактивами и нахваливала соответствующий движок, который мог обрабатывать 1,4 млн операций в секунду.
Время для того, чтобы зайти на зарождающийся рынок криптовалют, было как никогда подходящее. Курс биткоина за предыдущий год повысился вчетверо — почти до $2800, а геймеры, вдруг занявшиеся бизнесом, богатели, продвигая сомнительные идеи на страницах белых книг, в результате чего проводились первичное размещение (ICO) и запуск сотен цифровых валют. За первые шесть месяцев 2017 года рынок подобных активов разросся в пять раз, и его стоимость перевалила за $100 млрд.
Шанхайский проект, появившийся в середине июня, стремительно развивался. Судя по записи Чжао в LinkedIn от 3 июля, в тот день было завершено первичное размещение 100 млн токенов BNB. Аукцион он назвал «огромным успехом» и сообщил, что было привлечено $15 млн ― получается, средняя цена одного коина BNB составила 15 центов. Часть дохода с нового токена пошла на дальнейшее выстраивание платформы, но львиная доля была выделена под маркетинг и рекламу Binance. Токены BNB на базе блокчейна Ethereum торговались как ценные бумаги, хотя никакой доли в бизнесе держатели не получали.
Биржевые токены ― необычное изобретение и больше похожи на мили от авиаперевозчика, чем на акции компании. Ими клиентов можно поощрять скидками на трейдинг или давать бонусы за привлечение новых пользователей. Но как и в случае с ценными бумагами, они могут служить этакой внутрикорпоративной валютой. Во время прошлогоднего криптокризиса биржа заплатила собственными сбережениями в BNB за доли в перспективных стартапах. Согласно белой книге Binance, всего было создано 200 млн коинов, но в ходе ICO в широкий оборот выпущено лишь 100 млн.
80 млн планировалось отдать сотрудникам компании, а 20 млн приберегли для бизнес-ангелов, например основателя Bloq Мэтта Розака, раннего инвестора в биткоин Роджера Вера и соучредителя NEO Да Хунфэя. Более того, половину от 200 млн токенов, созданных изначально, платформа обязалась со временем выкупить обратно и уничтожить.
На участие в аукционе BNB зарегистрировалось свыше 20 000 любителей криптовалют, и, по словам Чжао, многие внесли средства заблаговременно. Тогда основатель рассчитывал, что часть тех денег останется на трейдерских счетах Binance. «У нас получилась отличная реклама на целевом для нас рынке, ― писал руководитель в LinkedIn в июле 2017-го. ― Бренд Binance стал узнаваем, и попутно мы получили инвестиции. О чем еще может мечтать новая платформа?»
Громкие заявления Чжао по поводу успеха проведенного ICO все приняли на ура. Сейчас токены, которые дебютировали по 15 центов за штуку, продаются за $213, хотя в 2021 году они взлетели до $675. Сегодня коин BNB является четвертым по стоимости цифровым активом в мире, и его капитализация достигает $33 млрд. Состояние учредителя Чжао, по оценкам Forbes USA, составляет $10 млрд, но этот расчет отражает стоимость долей в уставном капитале и не включает в себя колоссальный объем BNB, который, по всей видимости, имеется в распоряжении Чжао.
В результате совместного расследования Forbes USA и Gray Wolf Analytics и Inca Digital, которые специализируются на криминалистической криптоэкспертизе, выяснилось, что на самом деле запуск токена Binance оказался провальным. В действительности 100 млн коинов на ICO биржа продать не смогла. Анализ корпоративных кошельков указывает на то, что в ходе первичного размещения летом 2017 года инвесторам-участникам было перечислено не более 10,78 млн BNB, хотя бизнес-ангелам без лишнего шума, скорее всего, дополнительно переведено еще 20 млн коинов, так что им в общей сложности досталось вдвое больше ― 40 млн. При всем этом с помощью ICO площадка, вполне вероятно, заработала менее $5 млн, а отнюдь не $15 млн, о которых писал Чжао.
Несмотря на многократные обращения Forbes USA, отвечать на вопросы о первичном размещении токенов в 2017-м либо давать подробную информацию по имеющимся у биржи BNB в Binance отказываются.
В том, что эмитент оставляет не проданные на аукционе активы себе, ничего противозаконного нет, главное ― официально об этом заявить, однако в белой книге Binance о том, что будет, если распродадут не все, ничего не говорится. С этим сталкивается не только биржа Чжао. Согласно отчету по финансовым рынкам и управлению деловых портфелей от 2020 года, где рассмотрено 306 первичных размещений криптовалюты в период с марта 2016-го по март 2018-го, непроданные коины оставляли себе 45% эмитентов, а остальные либо пропорционально распределяли их между инвесторами, либо изымали из оборота вообще.
О первоначальном фиаско BNB знали немногие, отчасти потому что порядок проведения ICO официально не регламентируется и никаких официальных документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам никто не подает. Тем не менее, вопреки всем проблемам Binance с первичным предложением коинов, кое-что сыграло компании на руку. К сентябрю 2018 года вместо изначально запланированных 80 млн BNB на руках у основателей криптобиржи, включая Чжао, осталось 145 млн. На момент ICO 65 млн нереализованных токенов стоили бы меньше $10 млн, но сегодня они оцениваются примерно в $14 млрд.