«Люди на Луне. Главные ответы»
В XXI веке некоторые люди все еще сомневаются, что в середине прошлого столетия человек побывал на Луне и сумел вернуться обратно. Какие технологии позволили состояться такому путешествию? И почему люди больше не летают на Луну? В книге «Люди на Луне. Главные ответы» (издательство «Альпина нон-фикшн») автор N + 1, блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров, также известный как «Зеленый кот», подробно отвечает на эти и многие другие вопросы. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным технологическим прорывам и достижениям 1960–1970-х, которые демонстрируют: инженерная наука была развита достаточно, чтобы осуществить полет человека на Луну.
Был ли достаточно развит технический уровень в 1960-е годы для полета на Луну?
КРАТКИЙ ОТВЕТ: Инженерная наука 1960–1970-х годов достигла выдающихся успехов не только в космонавтике, но и в кораблестроении, авиации, атомной энергетике, материаловедении, электронике. В программе Apollo применили самые современные достижения, но ни одно из них не было фантастикой.
Полвека в современной истории — это значительный отрезок времени: сменилось несколько поколений людей, исчезли некоторые государства и появились новые, существенно пополнились знания о Вселенной, наука и техника совершили стремительный рывок вперед. С высоты современной технологически развитой цивилизации трудно поверить в то, на что были способны люди в середине прошлого века. Сегодня почти у каждого человека в кармане телефон, который превосходит суммарную вычислительную мощность всех компьютеров NASA 1969 года. Однако сегодня люди на Луну не летают, в отличие от людей, совершивших это полвека назад. Неудивительно, что у кого-то возникает ощущение, будто наука и техника того времени не были достаточно развиты, чтобы осуществить реальный полет человека на Луну.
В 1961 году, когда Юрий Гагарин совершил орбитальный полет вокруг Земли, а потом Алан Шепард посетил космическое пространство в суборбитальном полете, ни одно государство не было способно на лунный пилотируемый полет. В тот год руководство США поставило амбициозную цель перед своей космонавтикой, и следующие восемь лет NASA последовательно двигалось к ней. Все околоземные пилотируемые полеты Америки и запуски автоматических станций США на Луну преследовали только одну цель — подготовиться к высадке человека и осуществить ее.
21 июля 1969 года человек впервые ступил на Луну, это стало самым высоким достижением науки и техники, но далеко не единственным. Достаточно вспомнить череду технологических прорывов и достижений 1960–1970-х годов, чтобы убедиться: инженерная наука того времени достигла значительных высот, которые и сегодня способны удивлять. В некоторых случаях полученные результаты не удалось повторить по сей день.
Батискаф Trieste («Триест») и посещение Марианской впадины
В январе 1960 года произошло событие почти столь же значимое, как и полет человека в космос: достижение пилотируемым батискафом самой глубокой точки земного океана — почти 11 км под водой. Батискаф Trieste, используя заполненные бензином балластные цистерны и металлическую дробь в качестве балласта, сумел спуститься в так называемую Бездну Челленджера — самую глубокую точку Марианской впадины и всего океана. Пилотировали аппарат два человека.
Батискафы испытывают гораздо более высокие нагрузки, чем космические корабли, ведь разница давления в одну атмосферу между внешней средой и обитаемым отсеком, как в космосе, достигается на глубине уже 10 метров. Чем глубже погружение, тем выше давление, которое приходится выдерживать батискафу. На одиннадцатом километре под водой пилотируемый аппарат должен выдерживать почти 1100 атмосфер. И подобное достижение стало реальностью почти за десять лет до посадки на Луну.
Следующее возвращение в Марианскую впадину произошло спустя полвека — в 2012 году — на одноместном батискафе Deepsea Challenger. С тех пор погружения с людьми не совершались.
Атомная подводная лодка
Подводные лодки с атомной силовой установкой по сложности, количеству технологий и масштабу работы не уступают космическим кораблям. Вероятно, даже превосходят, особенно корабли 1960-х годов, и их создание требует не меньшей ответственности как за многочисленный экипаж, так и за окружающую среду. Длительность автономного плавания атомных подводных лодок сравнима с современными экспедициями на Международную космическую станцию. Замкнутость среды, ограниченные запасы кислорода, очистка атмосферы от углекислого газа, повышенный радиационный фон — все это объединяет космонавтику и подводное плавание.
Первую атомную подводную лодку построили в США в 1954 году, Советский Союз сумел догнать конкурента спустя четыре года. В 1963 году атомной подлодкой пополнился флот Великобритании, а в 1969-м — Франции. Во всех случаях для субмарин было необходимо создать достаточно компактный, надежный и долговечный ядерный реактор, что могли себе позволить только технологически развитые государства. В 1958 году первая атомная подводная лодка США Nautilus («Наутилус») стала первым судном, достигшим Северного полюса.