Елизавета Боярская
Актриса МДТ стоит на передовой театра новой нормальности: Елизавета сыграла поэтессу Ольгу Берггольц в киберспектакле Мобильного художественного театра «Я жила» режиссера и писателя Михаила Зыгаря.
Елизавета, с чего началась и как развивалась ваша работа над спектаклем для Мобильного художественного театра?
Я давно с интересом и трепетом отношусь к судьбе Ольги Берггольц. Ее внутренние метания и переживания в отношении профессии, мужчин, власти меня сильно волновали. Ее противоречивость, ее непоколебимость и растерянность, сила и абсолютно детская незащищенность, целомудрие и бесстыжая раскованность. Все в одной женщине. У нее была невероятная женская и профессиональная судьба. Я всегда хотела сыграть ее в кино или театре. Так вышло, что мы познакомились с Мишей Зыгарем и я рассказала, что давно интересуюсь жизнью и творчеством поэтессы. А он ответил, что в МХТ прямо сейчас начинается работа над аудиоспектаклем о Берггольц. Мы решили работать вместе — идея была запущена, сценаристы писали историю, прокладывали маршрут. Был выбран путь, который можно назвать самым характерным, тяжелым и счастливым одновременно: дорога от дома Берггольц на Рубинштейна до Дома радио. В январе я полетела в Париж на гастроли — и прямо с чемоданом из аэропорта поехала в студию звукозаписи. Мы записали все за три часа! Миша был режиссером, помогал держать темпоритм, расставлять правильные акценты, сохранять динамику и нерв. Главный посыл спектакля можно раскрыть через его название — «Я жила». Берггольц действительно продолжала любить и жить несмотря на чудовищные, изматывающие, безжалостные обстоятельства блокады. Это подтверждение того, что, пока мы существуем, инстинкт самосохранения и желание жить будут сильнее любых обстоятельств.
А вы проходили маршрут спектакля?
Специально не проходила. Но мне и не надо, наверное, я этим маршрутом каждый день хожу домой из театра.
Спектакли МХТ — пример того, как стремительно в театральное искусство проникают современные технологии, рождаются новые форматы. Как вы к этому относитесь? Какое определение лично вы вкладываете в понятие театра?