Как после нескольких неудач найти нерешенную проблему клиентов?

Инк.Бизнес

Как пережить провал, принять неопределённость и начать создавать продукты, которые нужны людям

Участник сообщества предпринимателей «Шмит 16» и основатель Payment Systems Анатолий Марьин рассказывает, как после нескольких неудач нащупал нерешённую проблему клиентов и понял, что такое product/market fit, — и как учился принимать трудные решения по методу Джеффа Безоса.

Анатолий Марьин

00-1.jpg
Фото: Mike Powell/GettyImages

Об ошибках и провалах в бизнесе не принято рассказывать на широкую аудиторию. Большинство историй про компании посвящены успехам их основателей, которые с радостью делятся своими достижениями. Но истории успеха далеко не всегда могут принести реальную пользу и действительно помочь другим предпринимателям. Потому что путь к успеху проложен через ошибки, предательства и их преодоления.

Я стал предпринимателем 10 лет назад и за не столь пока долгую бизнес-карьеру основал несколько компаний. Не все из них стали успешными, но история каждой из них научила меня чему-то важному. Возможно, уроки, которые я вынес из своих провалов, помогут вам избежать ваших.

Сейчас Анатолий Марьин возглавляет компанию Payment Systems, которая разрабатывает мобильные приложения: для проверки и оплаты штрафов автовладельцев — в России, для выставления и оплаты счетов МСБ — в США.

Урок 1. Неизвестность — часть предпринимательского пути. Не считай все риски, а прыгай в бизнес с головой.

В начале своего предпринимательского пути я долго размышлял, чем хочу заниматься, какую компанию основать. Тогда я еще работал наёмным сотрудником в консалтинге и рассчитывал финансовые и операционные модели. К вопросу собственного дела я решил применить аналогичный подход.

В 2010 году, когда под Москвой горели леса, а в самом городе стоял ужасающий смог, в розничной продаже полностью пропали респираторы. Я выяснил, что у оптовых поставщиков их более чем достаточно, и решил попробовать заняться их продажей.

Я понимал все переменные: где закупать маски, какую наценку ставить и кому продавать. Но как аналитик, который привык просчитывать и минимизировать риски, я обнаружил, что не могу преодолеть две неопределённости:

  • неясно, сколько людей уже купили респираторы;
  • неясно, сохранится ли ветер в сторону Москвы с горящих болот.

У меня была картинка на сегодня, но не было гарантии на завтра. Я увидел, что уже бывал в подобной ситуации много раз.

К тому моменту я уже исследовал пару десятков возможностей создать бизнес. И реально каждый раз появлялась неопределённость, которую я не мог преодолеть аналитически. И каждый раз отступал.

Я понял, что дело не в неопределённости прогноза погоды. Я просто боюсь совершить ошибку, принять решение, не проверенное цифрой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении