Дело мастера: как современные предприниматели сохраняют традиции ручного труда
Сегодня вещи, созданные вручную, становятся все более востребованными, а к технологиям мастеров обращаются все чаще. Мы выбираем ювелирные украшения, созданные по нашим эскизам, вещи из эксклюзивных материалов, прошедших через руки мастера, или керамическую посуду, которая еще недавно была глиной на гончарном круге. В совместном проекте с брендом Barrett, уже больше века изготавливающим обувь вручную, мы поговорили с тремя героями, которые основали свое дело и продолжают шить одежду, красить ткани, делать мебель, заниматься реставрацией и скульптурой так, как их предшественники.
Лео Алексеев, дизайнер, основатель бренда мужской одежды House of Leo
Нашим бабушкам приходилось шить себе самим, поэтому ручной труд ассоциировался у них скорее с дефицитом. Мамы и папы занимались уже интеллектуальным трудом — положено было быть инженером. А шить было крайне непрестижно. Сегодня все наоборот. Новое поколение рассуждает иначе: «Зачем мне заниматься теорией маркетинга? Я хочу делать что-то реальное: пилить, строгать, рисовать, шить».
Когда мы говорим о винтажной одежде, то имеем в виду иную систему потребления. Раньше люди покупали один плащ или пиджак и носили его лет десять. В нем ездили на работу, ходили в театр и в гости, отправлялись за город. И нужно было, чтобы эта вещь отвечала всем требованиям. Поэтому и подход к ее разработке был более основательный. И я стараюсь следовать такому принципу.
Мы в House of Leo работаем по принципу классического производства одежды. Пошивом каждой вещи занимается мастер, а изделие проходит этапы от макета до примерки. У нас нет конвейерного производства: все проходит через эскиз, руки технолога и портного, 80 % — это ручной труд. Я бы даже сказал — 100 %, но есть, например, петли, которые выметывает петельная машина. В мужской одежде важно манипулирование с тканью. Мы ее сутюживаем, подсаживаем, формуем изделие. Это полностью делается вручную.
Я считаю, нужно выбирать вещи с потенциалом, которые будут нравиться и через год, и через два. Раньше из-за того, что люди жили на другие средства, приобретение тщательно взвешивалось. Но как только рынок потребления стал более быстрым и появился масс-маркет, мы перестали думать о принятии решений. И стали заполнять гардероб вещами-однодневками. У меня есть принцип: материалы должны быть долговечными, а каждая декоративная деталь иметь свое назначение. Ничего не должно быть просто так. И мне приятно, что клиенты открывают возможности одежды и ее потенциал.
Каждый мастер должен создать свой пиджак. Нет готовых лекал, которые можно приобрести и начать отшивать. Придумав свою систему, мне теперь просто делать изделия индивидуально. Мы называем это «адресное исполнение». Мы можем создать полностью индивидуальную вещь: скорректировать объемы, добавить уникальные элементы, подобрать ткани. К нам приходят и мужчины и женщины, которые хотят изделие на нашей базе, но «что-то свое». Женщинам мы предлагаем мужские пиджаки. Мое большое счастье, что они вошли в моду.
Важно сохранить традицию производства классического костюма, ведь он классический от слова «класс». Делать его тяжело, это трудоемкая задача. Многие марки сейчас переходят на облегченные виды одежды, более спортивный стиль. И так мы рискуем потерять традиции именно ручного производства. Но остаются ателье и фабрики, которые продолжают это делать, с вниманием относясь к традиции мужского тейлоринга.