Старинный художественный промысел родом из Ростова Великого

ЛизаИстория

Тонкая работа

Живописная эмаль, «огненное письмо», картины в миниатюре... Это все о финифти – старинном художественном промысле родом из Ростова Великого.

Так выглядела мастерская, где создавали финифть в XIX веке.

Есть в слове «финифть» что-то замысловатое, волшебное. Именно так на Руси многие сначала и воспринимали пришедшее к нам из Византии искусство украшения эмалью (это европейское название финифти). Между тем в технологии ее получения нет никакой магии. Под воздействием высоких температур стекловидная масса, в зависимости от добавленной в нее примеси металла, окрашивается в тот или иной цвет. Чистая наука! Хотя то, что создают сегодня мастера фабрики «Ростовская финифть», одной химией с физикой объяснить нельзя. Здесь талант переплетается с мастерством, ювелирная работа идет рука об руку с огромным терпением. Только тогда может родиться что-то необыкновенное.

Диво дивное

В коллекции музея при фабрике «Ростовская финифть» более сотни экспонатов: роскошная посуда, богатые оклады, изящные шкатулки, потрясающие украшения (есть даже корона «Мисс Россия»). Любимые темы – цветочные мотивы на ювелирных украшениях, копии картин знаменитых художников, портреты и пейзажи. Наследие советской эпохи – лица вождей, изображения олимпийского мишки и смешного Чебурашки.

В отдельной витрине музея хранятся старинные экспонаты. Несмотря на то что им несколько веков, краски выглядят как новые. Это одна из особенностей финифти. Эмаль не портится от света и сырости, не тускнеет, не теряет блеска. Но парадокс: финифть, которая выдерживает испытание временем и огнем (за что ее называют «огненное письмо»), разбить очень легко.

Общее дело

За созданием даже небольшого кулона стоит слаженная и кропотливая работа многих людей. Каждый этап по-своему сложен. Только представь: одно неловкое движение – и художник может смазать роспись, над которой трудился целый день. Обжиг в печи таит в себе не меньше трудностей. Здесь важно до мельчайших тонкостей соблюдать технологию. Если достать изделие из печи раньше времени – краска не впитается либо получится не тот цвет, который нужен. А если закаливать финифть слишком долго, она может расколоться.

Чуть больше 50 лет назад финифть стали украшать сканью. Кружево из тонкой проволоки (серебряной, золотой, мельхиоровой и др.) мастер-ювелир собирает вручную. Работа над сканью может длиться несколько месяцев. Вот почему произведение, которое в результате рождается на свет, ценится так высоко.

История промысла

В Ростове искусство финифти начали осваивать в XVIII веке. Первые мастера творили при Ростовском архиерейском доме. Финифтью украшали облачения священнослужителей, иконы, церковную утварь. После революции ремесленники объединились в артель, и уже на ее основе была создана знаменитая фабрика «Ростовская финифть».

Этапы создания

1. Основа. Из тонкого (до 1,5 мм) листа меди вырезают пластину и придают ей выпуклую форму. Далее основу покрывают размолотой в порошок эмалью. Потом сушат, а после обжигают в печи при температуре ок. 700– 800 °С. И так несколько раз, пока пластина не станет гладкой и блестящей.

2. Роспись. Проходит в несколько этапов. Первый называется малевка. Художник наносит основные цвета и элементы рисунка. Второй этап – прочерк: прорисовываются мелкие детали. Третий – подтенок: появляются фон и тени. После каждого этапа рисунок обжигают в печи.

3. Скань. Параллельно с художником над изделием работает ювелир. Каждый элемент кружевной ювелирной оправы скручивается вручную и приклеивается на бумагу. Далее весь собранный узор посыпается серебрённым порошком (припоем), а потом спаивается с помощью газовой горелки.

Фото: Елена Зачёсова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении