Антиоксиданты в кишечнике помогли дрозофилам не умереть без сна
В результате депривации сна у дрозофил и мышей в кишечнике (но не мозге и других органах) возрастает содержание активных форм кислорода, и те вызывают окислительный стресс. У мух формирование активных форм кислорода в кишечнике в результате депривации сна коррелировало со смертностью; добавление в пищу антиоксидантов или повышение их экспрессии в кишечнике позволяло мухам жить без сна столько же, сколько контрольной группе. Статья опубликована в журнале Cell.
Депривация (отсутствие) сна приводит к серьезным нарушениям когнитивных функций, метаболизма, работы пищеварительной и иммунной систем и даже смерти. Пока не ясно, является ли эффект депривации сна на внутренние органы первичным или их повреждение — следствие неправильной работы нервной системы.
Согласно одной из гипотез, функция сна заключается в защите от окислительного стресса мозга или других органов. В различных исследованиях при депривации сна обнаружили изменения антиоксидантного ответа в мозге и печени, однако локализовать источник окислителей и выяснить, связан ли оксидативный стресс со смертностью от недостатка сна, пока не удалось.
Группа ученых из Гарвардской медицинской школы под руководством Драганы Рогулья (Dragana Rogulja) лишала дрозофил (Drosophila melanogaster) сна. Для этого в нейроны, которые подавляют сон, встроили активируемые теплом каналы. В итоге при 21 градусе Цельсия мухи спали нормально, а при 29 не могли спать и умирали в течение 20 дней (нормально спящие насекомые проживали в среднем больше 30 дней). Если после 10 дней бессонницы дрозофилам давали отсыпаться следующие 15 дней, те полностью восстанавливались и жили не меньше сородичей из контрольной группы. Значит, повреждения, вызванные депривацией сна, накапливаются постепенно и обратимы.