Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.Бизнес

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Никита Камитдинов, редактор INC. Анастасия Пожидаева, иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.

«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку

Кирилл Родин
сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.

«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети

Александр
Цыганков
куратор
экологических
проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно» Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно»

Как женщины понимают, что клиент дозрел

Maxim
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
Человек — венец творения, и прочее вранье Человек — венец творения, и прочее вранье

Шесть распространенных заблуждений об эволюции, популярных среди учителей

Esquire
Что любил есть Маяковский? Что любил есть Маяковский?

«Ешь ананасы, рябчиков жуй» — и не только

Культура.РФ
Паразиты сделали ласточек с разных континентов непохожими друг на друга Паразиты сделали ласточек с разных континентов непохожими друг на друга

Самки ласточек выбирают самцов по внешности

N+1
Полнолуние Полнолуние

Родкер лежал в лунном кратере среди отработанных ракетных дюз

Наука и жизнь
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру

Займись тем, что тебе нравится, там, где тебе будет комфортно работать

Cosmopolitan
«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить «Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич рассказывает о сделке с «Яндекс.Такси»

Forbes
Софья Эрнст Софья Эрнст

Масштаб персонажа Софьи Эрнст в сериале «Содержанки» растет

Собака.ru
Мужчина и его собака: дизайнер бренда «Союз» Максим Иванов и его стаффордширский терьер Джесси Мужчина и его собака: дизайнер бренда «Союз» Максим Иванов и его стаффордширский терьер Джесси

Наш герой о том, как он решил завести питомца — и что последовало за этим

Esquire
6 продуктов, улучшающих работу мозга (стань умнее и продуктивнее) 6 продуктов, улучшающих работу мозга (стань умнее и продуктивнее)

Пора подзарядиться!

Playboy
Мейерхольд и Зинаида Райх. Любовь, которая закончилась трагедией Мейерхольд и Зинаида Райх. Любовь, которая закончилась трагедией

Легендарный режиссер создал из юной девушки великую актрису

Cosmopolitan
«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио «Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

Forbes
В черном, белом, нарядном и без штанов: как в разное время выходили на протесты В черном, белом, нарядном и без штанов: как в разное время выходили на протесты

Как одежда становилась символом сопротивления

Esquire
Женщины, которые меняют ландшафт мужской индустрии моды Женщины, которые меняют ландшафт мужской индустрии моды

Рассказываем о женщинах, задающих правила игры прямо сейчас

GQ
Ток для Ток для

Как можно продлить жизнь аккумулятора и срок между подзарядками у Android

Популярная механика
«€2 млрд никогда не было»: почему произошёл крах Wirecard, как Payoneer и другие пережили блокировку и что будет дальше «€2 млрд никогда не было»: почему произошёл крах Wirecard, как Payoneer и другие пережили блокировку и что будет дальше

Банкротство финтех-сервиса Wirecard стало неожиданным для всех

VC.RU
В зеркале чужих взглядов В зеркале чужих взглядов

Мы все нуждаемся в оценках окружающих, в их реакциях на наши слова и поступки

Psychologies
Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями» Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями»

Зиннят Акбашев никогда не мечтал о карьере в ресторанном бизнесе

Bones
«Если проиграете, можете просто выпить»: способы инвестиций в вино, доходность и риски «Если проиграете, можете просто выпить»: способы инвестиций в вино, доходность и риски

Преимущества и недостатки вина как объекта инвестирования

VC.RU
Короли небылиц: звёзды, которые придумали себе биографии, — и все им поверили Короли небылиц: звёзды, которые придумали себе биографии, — и все им поверили

Добавив небылиц в свои биографии, они обманули фанатов

Cosmopolitan
Почему пришло время свержения памятников Почему пришло время свержения памятников

Любые памятники могут в определенное время начать мозолить глаза

СНОБ
Почему дело против Навального не пойдет на пользу власти Почему дело против Навального не пойдет на пользу власти

Кремль рассчитывает на осуждение оппозиционера, «оклеветавшего» ветерана войны

СНОБ
«Кинжал в сердце Европы»: чем Калининград не устраивает НАТО «Кинжал в сердце Европы»: чем Калининград не устраивает НАТО

Как российские власти превратили Калининград в закрытую военную базу

Популярная механика
175-летняя тайна: как анестезия вызывает потерю сознания 175-летняя тайна: как анестезия вызывает потерю сознания

Что происходит с организмом, когда на него начинает действовать анестезия

Популярная механика
«Лето будет “тихим”»: креативные агентства о том, как пандемия изменила их бизнес и чего ждать в будущем «Лето будет “тихим”»: креативные агентства о том, как пандемия изменила их бизнес и чего ждать в будущем

Клиенты креативных агентств урезали бюджеты на продвижение

VC.RU
Твин пиксель Твин пиксель

Модные бренды играют на опережение

Vogue
Хинь да зрятина Хинь да зрятина

Горький в повести «В людях» заставляет ощутить беспросветную тщетность жизни

Наука и жизнь
Открыть в приложении