История «Кодабры»: как девушка из посёлка, которого нет на карте, создала школу программистов для IT-гигантов
Книга «Дельфины капитализма 2.0», которая вышла в издательстве «Бомбора» в сотрудничестве с Лабораторией «Однажды», рассказывает истории людей, которые сделали всё не по правилам и добились успеха. Мы публикуем отрывок, посвящённый истории школы программирования и цифрового творчества «Кодабра» и ее основательнице Дарье Абрамовой.
Поселка, в котором родилась Даша Абрамова, на карте нет. В начале 1990-х Ногинск-9, секретный военный городок около деревни Дуброво, — это сорок домов, одна школа, ДК, памятник Ленину на главной площади и родители, сменяющие друг друга на боевом дежурстве. В семье Даши тоже действовали армейские порядки — метод кнута без пряника. За успехи никогда не хвалили, за ошибки всегда ругали.
Когда в доме появился Pentium II, Даша, никогда не имевшая дел с компьютерами, разобрала процессор на детали. Потом собрала обратно.
— Компьютер почему-то не включается…
— Собирай, пока не заработает, — жестко ответил папа.
Даша нажимала на все, что могла, прикладывала друг к другу железные детали. Пара упражнений, как со сборкой автомата на ОБЖ, — и все составляющие системного блока Pentium II выстраиваются перед глазами в ряд. Так благодаря папе Даша начала знакомство с IT.
Финансовая независимость
Путь Даши к собственному бизнесу — это долгий путь исправления багов детства и юности. Когда баги начали мешать делу, когда сотрудники «Кодабры» стали за глаза называть Дашу железной леди и страдать от того, что в детстве ей не хватило внимания, она начала работать с психологом и коучем.
Вопросов было много. Например, почему ради похвалы можно совершить любое сверхусилие? Почему в критической ситуации она говорит (и своим сотрудникам, и себе самой): «Вытри слезы — иди работай»?
Чтобы поскорее стать хакером, после девятого класса Даша поступила в Московский колледж информационных технологий и уехала из Ногинска-9 — без навыков самостоятельной жизни и без денег. Она жила на триста рублей в неделю. Покупала себе пачку риса или гречки и мешала с разными дешевыми специями.
Так как папа старался на всем экономить, он купил Даше ноутбук на операционной системе Linux, чтобы не платить дополнительно за установку Windows на компьютер.
— Полгода мы все ночи проводили вдвоем. Мы — в смысле я и ноутбук, — говорит Даша. — Я устанавливала разные компиляторы, воспроизвела специальный эмулятор Windows, меняла операционки, чтобы найти самые крутые для программистов. В какой-то момент я узнала о языке Assembler. Для того чтобы программировать на Python или на Java Script, нужно знать около 60—70 команд, а чтобы программировать на Аssembler, нужно знать буквально пять-шесть. Но придется сломать голову, чтобы понять, как сделать четырехзначный калькулятор и сорока разными способами распределить четыре команды. Тогда я полюбила низкоуровневое программирование.
На последнем курсе Даша устроилась на мучительно скучную работу в исследовательский институт, где коллеги перепроверяли на калькуляторе данные, которые Даша считала в Exel. Но зато появилась зарплата — девять тысяч рублей.
Лишаться «финансовой независимости» уже не хотелось, поэтому, когда пришло время получать высшее образование, Даша специально поступила именно на вечернее отделение МГУПИ и нашла новую работу. А потом решила поучиться программированию.
Рожденная в любви
— Уровень моих навыков как программиста был невысоким. Поэтому я решила пойти в IT-компанию Softline секретарем, а потом на месте уже разобраться.
Идею «Кодабры» — школы программирования для детей, где можно создать свою собственную компьютерную игру, — придумал Дима Лоханский. Дима тоже устроился на работу в Softline и однажды просто поделился с Дашей идеей, которую вынашивал пять лет — предложил зайти в любую школу и провести хотя бы один урок программирования.
— Меня это дико впечатлило, — говорит Даша. — Но тогда я отнеслась к идее как к классному волонтерскому проекту. Если бы мне сказали: «Занимайся „Кодаброй“, чтобы стать бизнесменом», я бы ответила: «Вы с ума сошли».
«Кодабра» росла в атмосфере влюбленности — Даша и Дима стали жить вместе. Сидя в офисе за соседними столами, они постоянно переписывались о «Кодабре». Дома до двух часов ночи тоже обсуждали «Кодабру» и придумывали, какими будут уроки.