Любви тут не место
Почему зрителям надоели романтические киноистории и почему «Ла-Ла-Ленд» – это исключение, подтверждающее правило.
В своей новой книге «У нас всегда будет Касабланка» культуролог Ноа Айзенберг вспоминает закулисную вражду классиков голливудского кино Хамфри Богарта и Пола Хенрейда. Концовка «Касабланки» тогда еще была открытой, и каждый из актеров хотел, чтобы именного его персонаж в итоге стал героем главной любовной линии и завладел Ильзой Лунд в исполнении Ингрид Бергман. И это не было вопросом принципа — на кону были их карьеры. Айзенберг цитирует Стивена Богарта, сына Хамфри: «Это был сложный фильм для моего отца. Первое время ему вообще не нравилась его роль. Ему хотелось, чтобы именно его персонаж заполучил девушку. Но того же хотел Пол Хенрейд. Потому что таковы были правила успеха: тот, кто в итоге заполучил девушку, становится звездой».
Но эти правила в прошлом. Сегодня у нас едва ли есть настоящие кинозвезды (по меркам прошлого), и никто в итоге не может заполучить ни девушку, ни парня. Романтические фильмы и мелодрамы — реликт эпохи прошлого, но причины, по которым Голливуд отказался от проверенного и некогда любимого жанра, гораздо сложнее. Вот несколько теорий.
Романтические комедии вышли из моды
Последние 30 лет ромкомы были, пожалуй, самым ходовым жанром в кино. Золотая эра романтических комедий по большей части началась с неожиданного успеха «Красотки» (Pretty Woman) и продолжалась вплоть до выхода «Реальной любви» (Love Actually) в 2003 году — своего рода кульминации жанра милых случайностей и слезоточивых признаний любви.
С тех пор многое изменилось. Киноиндустрия и кинокритики за последние десять лет стали сильно политизированными, и это заложило основу для пересмотра жанра романтических комедий. Простой пример: традиционная для ромкома история о страдающем от безнадежной любви герое, который не готов принять «нет» в качестве ответа, приобретает новый окрас и воспринимается как проявление сексизма. В наши политизированные времена нам только и остается «Бриджит Джонс — 3», «Девушка без комплексов» (Trainwreck), «В активном поиске» (How to Be Single) и подобные картины — а это, скорее, жанр вульгарной комедии. Внимание в таких фильмах приковано к женщинам, которые в эпоху феминизма ведут себя совсем как мужчины — прямо скажем, неромантично. Это все здорово и хорошо, это важное развитие жанра — но это совсем другое кино.