Роковая любовь в «эпоху джаза»: что вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание «Великого Гэтсби»

10 апреля 1925 года, ровно 100 лет назад, был впервые опубликован «Великий Гэтсби». Сегодня культовый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда считается одним из главных документов эпохи «ревущих 1920-х», хотя при жизни писателя он не увенчался успехом. Рассказываем, какие события из жизни автора легли в основу «Великого Гэтсби» и почему эту историю о взлете и падении американской мечты можно считать пророческой.
Недостижимая любовь
В 1915 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд, тогда учившийся в Принстонском университете, проводил каникулы в родном Сент-Поле, штат Миннесота. На одной из зимних вечеринок, в программу которой входило катание на санях, начинающий писатель познакомился с уроженкой Чикаго Джиневрой Кинг. Беспечная дочь влиятельного финансиста и бизнесмена, гостившая в Сент-Поле у друга, покорила Фицджеральда с первого взгляда. Мисс Кинг сразу же ответила парню взаимностью. Американская литературовед Морин Корриган утверждает, что скорее именно Джиневра, а не жена писателя Зельда, была «любовью, которая поселилась, как раздражитель, в воображении Фицджеральда, породив литературную жемчужину — Дэйзи Бьюкенен». Роман светской львицы и бедного студента длился два года, пока ему не помешал денежный вопрос. Отец Джиневры Кинг не одобрял отношений дочери с несостоятельным парнем, не способным обеспечить ей ту роскошную жизнь, к которой она привыкла с детства. «Бедные юноши не должны думать о том, чтобы жениться на богатых девушках», — заявил чикагский магнат, ставший прототипом потомственного аристократа Тома Бьюкенена.

У мистера Кинга есть еще кое-что общее с главным антагонистом Джея Гэтсби: оба закончили Йельский университет и прослыли одиозными «сторонниками превосходства белых». Том Бьюкенен также был частично вдохновлен фигурой Уильяма Митчелла, представителя чикагской элиты и большого поклонника поло, за которого возлюбленная Фицджеральда вышла замуж по расчету. Судьбы Джиневры Кинг и писателя вновь соприкоснулись двадцать лет спустя. В отличие от своих книжных воплощений (Дэйзи и Гэтсби), давно разлученные любовники не закрутили тайный роман из-за пьяной выходки Фицджеральда, на тот момент уже женатом на женщине, встречу с которой он переосмыслил в романе. В 1917 году отвергнутый высокоранговой семьей Джиневры Кинг студент Принстона отправился на войну, надеясь погибнуть в бою. Во время своего пребывания в городе Монтгомери, штат Алабама, рядом с которыми располагался армейский лагерь Шеридан, молодой лейтенант Фицджеральд встретил привилегированную южанку Зельду Сейр. Солдат решил жениться на богатой девушке в отместку, узнав о свадьбе Джиневры и бизнесмена Уильяма Митчелла. Однако 17-летняя Зельда оказалась не так проста и выдвинула свои условия: брак невозможен до тех пор, пока молодой человек не добьется определенных финансовых успехов. Подобно своему герою Джею Гэтсби, тоже прошедшему через мясорубку войны, Фицджеральд по итогу оказался среди американской элиты, к близости с которой всегда стремился. Дебютный роман «По эту сторону рая», опубликованный через два года после окончания Первой мировой, стал неожиданной сенсацией и принес автору приличный доход, позволивший ему жениться на Зельде. К несчастью, на лаврах литературного успеха Фицджеральд почивал недолго.
Недооцененный портрет эпохи

Третий роман автора, «Великий Гэтсби», оказался коммерческим провалом и был разгромлен критиками. Впрочем, среди шквала сокрушительных отзывов все же встречались восторженные голоса. Лилиан Форд из Los Angeles Timesназвала «Великого Гэтсби» «произведением искусства», а журналист New York Times Эдвин Кларк нашел книгу «любопытной, мистической, гламурной» и отметил, что в ней Фицджеральд «делает более глубокий надрез жизни, чем позволял себе раньше». Тем не менее, редкая похвала не превратила «Великого Гэтсби» в бестселлер. В обзоре для The Chicago Sunday Tribune журналист и сатирик Генри Луис Менкен писал: «Когда была опубликована книга «По эту сторону рая», мистера Фицджеральда приветствовали как многообещающего молодого человека, которым он, безусловно, и был. Но обещание, как и многие другие, похоже, останется невыполненным». Критик также окрестил «Великого Гэтсби» «прославленным анекдотом» и заявил, что его больше всего раздражает то, что львиную долю внимания автор уделяет структуре повествования нежели характерам героев.