“Личное пространство необходимо каждому из нас”
Чего мы ждем от пары, от семьи, от жизни в обществе? Чтобы найти новые ориентиры, давайте начнем разговаривать о них, – предлагает Шарль Ройзман, основатель социальной терапии.
Понятие «жить вместе» у всех на устах. Но не все понимают под этими словами одно и то же. Далеко не все в жизни современной России совпадает с французскими реалиями; тем не менее западноевропейское общество в силу многовековой культурной традиции остается для нас тем образцом, с которым мы сопоставляем себя, независимо от того, хотим мы ему следовать или нет. Поэтому мы беседуем со знатоком социальной жизни.
Psychologies: Меняется ли наше отношение к границам, или оно неизменно?
Шарль Ройзман: Несомненно, наши ориентиры меняются вместе с социальным окружением и временем, в которое мы живем. Не так давно мы восставали против патриархального общества, полного запретов. Сегодня некоторые возмущаются вседозволенностью, которая якобы является причиной всех наших бед. Но, по моему мнению, вопрос не в том, какие границы нам не следовало переступать. Вопрос в том, что нам мешает ставить границы, которые мы считаем правильными. Ответ – наши страхи, которые обостряются из-за кризисов (смысла, авторитета, работы, социальной связи…) вследствие экономических, политических, технологических перемен и, в более широком плане, глобализации. На нас все больше влияют глобальные явления (рынок, социальные сети, терроризм), наше человеческое окружение становится все более разнообразным, и мы чувствуем себя потерянными. Не у всех нас одно и то же представление о том, что значит «жить вместе». Мы по-разному ощущаем границы в семейной паре, в общении с коллегами, в отношении к иммиграции, свободе самовыражения…
Некоторые чувствуют себя более потерянными, чем другие…
Ш. Р.: Потому что наши чувства зависят от личной истории! Мы или не знаем, что думать, и не можем найти свое место, или знаем его слишком хорошо и находим прибежище в крайностях. Мы можем отвергать даже мысль о границах: «Запреты запрещены». Эта позиция требует воспитывать ребенка без принуждения, разбить вдребезги оковы супружеской пары, работать без иерархии, терпимо относиться ко всем точкам зрения. Другая позиция – стремление закрутить все гайки: вернуться к традиционному воспитанию, вернуть женщину на место супруги и матери, укрепить патриархальный или религиозный авторитет, закрыть национальные или культурные границы… Обе эти позиции идеологические,