Живу и радуюсь!
Многие считают удовольствие заслуженной наградой. Оно дается тому, кто упорно и много трудился. На самом деле удовольствие – это жизненная необходимость.
Часто мы слышим: «Что-то ты слишком веселишься, как бы плакать не пришлось». Вот и Стрекоза радовалась красному лету, и что в результате? Осталась голодная и холодная, и никто ей даже не помог. А братья Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Предавались своим поросячьим удовольствиям, а потом чуть не попали волку на зуб. Нас так воспитали (а мы, в свою очередь, так воспитываем своих детей), что удовольствие кажется чем-то не очень достойным. Конечно, не из намерения сделать жизнь труднее, а, скорее, из неосознанной тревоги и желания предотвратить разочарования. Кто же знает, что будет дальше, как сложатся жизненные обстоятельства. Лучше быть готовым к трудностям, а не к радостям. Но верна ли такая позиция?
1Химия и лирика
Удовольствие – химическая реакция организма, возникающая благодаря нескольким видам гормонов. Эти вещества, вырабатывающиеся клетками мозга, поднимают болевой порог и приводят нас в приподнятое состояние. Увеличение их синтеза происходит не само по себе, а под воздействием внешних раздражителей. Связь: переживания – химические изменения – эмоции впервые доказала американский биохимик Кэндис Перт, за что получила престижную в медицине премию Лескера.
2Мы такие разные
Однако это не значит, что одно и то же радостное событие приведет к одинаковому повышению гормонов счастья и удовольствия в организме у двух разных людей. Ведь каждый из нас воспринимает все по-разному. Скажем, два человека идут по берегу. «Какое же удовольствие – идти по мокрому песку, смотреть, как прибой смывает следы, слушать шум волн», – восторгается один. «Сил уже нет жижу месить, а тут еще этот натуралист бубнит», – думает другой. У кого эндорфинов больше, понятно. Но возникает вопрос: «Почему?». Возможно, дело случая – просто второму человеку сейчас не до радостей. В иной ситуации у него было бы иное настроение, и он тоже получал бы удовольствие от прогулки. Но, возможно, радоваться он просто не умеет.
3Родом из детства
Удовольствие не только химическая реакция. Это еще и способность. У кого-то она развита, а у кого-то – нет. Радость от жизни получают те, кто унаследовал соответствующие задатки от родителей. Но этого бывает недостаточно. Значение имеет и среда, в которой воспитывается человек. Мы учимся испытывать удовольствие с самого рождения. Происходит это не всегда осознанно, а мелочи, на которые мы не обращаем внимание, часто и формируют эту способность. Например, как ребенка купают. Неторопливо, ласково, со словами: «Какая чудесная пена» или резко и раздраженно. Как ребенку читают, как с ним гуляют, как проводят праздники, дарят подарки. И, конечно, какой ему подают непосредственный пример. Если родители сами видят больше хорошего, чем плохого, если умеют радоваться повседневным мелочам, если, выходя на улицу, обычно говорят: «Какая прекрасная погода!», то, скорее всего, свою способность испытывать удовольствие от жизни они передадут ребенку. И это будет для него очень важное приобретение.