Сон в кровавую ночь
Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах
9 ноября 1984 года в американский прокат вышел «Кошмар на улице Вязов», дерзкий слэшер молодой компании New Line Cinema и новая работа подающего надежды хоррор-режиссера Уэса Крейвена, успевшего снять «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Фильм ужасов про маньяка Фредди Крюгера, который преследует подростков в их снах, стал настоящим хитом, многократно отбив свой бюджет. Марат Шабаев рассказывает, с чего начался «Кошмар на улице Вязов», как он породил целую франшизу и переопределил жанровые правила.
1
«Кошмар» родился из газетной заметки. Уэс Крейвен прочитал в Los Angeles Times статью про парня из Юго-Восточной Азии, который страдал от кошмаров и отказывался засыпать на протяжении многих ночей, уверяя, что это его убьет. Он всеми силами старался оставаться в сознании — не принимал снотворные и злоупотреблял кофе. Однажды парень все же заснул, после чего начал кричать и умер от остановки сердца. В заметке утверждалось, что этот инцидент не единичный случай, а настоящая эпидемия, затронувшая Северный Лаос, Мьянму и юг Китая.
2
Фредди Крюгер — это синтез нескольких реальных образов. Фредом Крюгером звали хулигана в начальной школе, который колотил будущего режиссера. Крейвен назвал в его честь маньяка из своего раннего фильма «Последний дом слева» — там герой Дэвида Хесса носил имя Крюг Стилло. Еще одним источником вдохновения стало другое детское впечатление автора — однажды ночью у его дома ошивался жуткий бродяга, который что-то бормотал, а затем резко подпрыгнул к окну, где сидел юный Уэс.
3
Крейвен преподавал на улице Вязов. До того как стать режиссером, он преподавал гуманитарные науки в Университете Кларксона в Потсдаме, штат Нью-Йорк. Главной магистралью города была улица Вязов. А еще на улице Вязов в Далласе застрелили Джона Кеннеди.
4
Свитер Фредди — болезненный оптический эффект. Крейвену попалась научная статья о том, как работают человеческий глаз и сетчатка. В тексте утверждалось, что сочетание зеленого и красного — наиболее трудное для восприятия. Именно так появился фирменный свитер маньяка.
5
В «Кошмаре» появился новый тип слэшерного маньяка. Обычно в слэшерах роль убийц играют каскадеры — у злодеев не так много реплик, поэтому куда важнее то, смогут ли исполнители таких ролей выполнить сложные трюки. Например, Джейсон Вурхиз в «Пятнице, 13» чаще всего скрывает лицо за хоккейной маской, как и молчаливый Майкл Майерс из «Хэллоуина». Но Уэс Крейвен захотел изобрести новый тип маньяка — который пугает не только неуязвимостью и грубой силой, но и черным юмором вкупе с извращенным интеллектом. Поэтому на роль маньяка он хотел позвать не каскадера, а настоящего актера. Сначала Фредди должен был сыграть Дэвид Уорнер, но актер отказался из-за конфликта графиков с другим проектом. Тогда на роль Крюгера утвердили малоизвестного Роберта Инглунда, который играл эпизодические роли в телесериалах.
6
Фредди — вампир, ковбой и гангстер. Инглунд вдохновлялся пластикой Клауса Кински из «Носферату» Вернера Херцога и Джеймсом Кэгни, который сыграл во множестве гангстерских лент. А фирменная поза злодея с одним опущенным плечом появилась из-за тяжести перчатки с когтями. Инглунд считает, что благодаря этому в позе Фредди есть что-то от ковбоя из классических вестернов.
7
Лицо Крюгеру подарила пицца пепперони. Гримом в «Кошмаре на улице Вязов» занимался Дэвид Миллер, который незадолго до этого работал над зомби-образами в культовом клипе Майкла Джексона на песню «Thriller». Окончательный образ Фредди сложился, когда Миллер играл с горячей пиццей пепперони и собрал из горячего сыра и кусочков колбаски нечто вроде изуродованного лица. Другим источником вдохновения стали многочисленные фотографии реальных жертв пожаров, которые художник изучал вместе с Уэсом Крейвеном.