Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

МонокльБизнес

У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование: крупные компании занимают, чтобы замещать внешние долги, обработка и растущие отрасли — чтобы продолжать расти и выполнять госзаказ. В ближайшие месяцы некоторые из них могут не справиться с платежами

Алексей Долженков, Евгения Обухова

Игорь Шапошников

Скорее всего, прямо сейчас кредитование бизнеса находится в точке перелома — либо он наступит совсем скоро. Несмотря на рост ставок все последние 14 месяцев, корпоративное кредитование продолжало расти (см. график 1). И даже в октябре, когда розничные выдачи уже встали (подробнее см. «Розничные кредиты: ЦБ добился своего», «Монокль» № 45 за этот год), корпоративный портфель все еще увеличивался. Общей статистики по октябрю пока нет, но есть отчетность Сбера: его портфель корпоративных кредитов только в октябре прибавил 2,7%, бизнес получил 2,3 трлн рублей, а с начала года этот портфель вырос на 17,8%. Для сравнения: за октябрь 2023 года (ставки тогда были вдвое ниже) бизнес получил в Сбере 2,1 трлн рублей кредитов, а прирост портфеля составил 0,9%. Президент Сбера Герман Греф заявил, что в части корпоративного кредитования спрос оставался достаточно высоким, а кредитный портфель рос за счет финансирования крупного бизнеса с высоким кредитным качеством.

По данным АРБ, в сентябре (более свежих данных пока нет) средневзвешенные ставки по оборотным кредитам снова существенно увеличились и составили 20,09% годовых ( в сентябре прошлого года — 13,64% годовых), для инвестиционных кредитов ставка выросла на 3,79 п. п., до 15,8% годовых (в сентябре прошлого года — 12,01% годовых). При этом доля кредитов с плавающей ставкой выросла до 54% общего корпоративного портфеля.

Управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин на конференции для квалифицированных инвесторов «Ньютон-2024» в начале ноября заявил, что рост корпоративного кредитования все еще продолжается, причем спреды к ключевой ставке увеличиваются: выдачи происходят по КС + 4,5, а то и 6 п. п. (25–27% годовых).

Некуда деваться

Парадоксальный на первый взгляд рост корпоративного кредитования, который идет, невзирая на жесткие денежно-кредитные условия, имеет под собой ряд вполне логичных причин.

Причина первая: компаниям, именно крупным, надо замещать долговой капитал, привлеченный когда-то на внешних рынках в валюте, на капитал рублевый. Этот процесс все еще идет: на начало 2022 года российский бизнес был должен иностранцам 310 млрд долларов, на середину 2024-го — 172 млрд долларов. Полного отказа от валютных долговых обязательств, скорее всего, не произойдет, но эта сумма и дальше будет уменьшаться, а деньги на погашение компании теперь могут взять только на внутреннем долговом рынке или у банков. Для примера: только ОАО РЖД за первое полугодие 2024 года вдвое нарастило долг перед отечественными банками — с 415 млрд до 880 млрд рублей, чтобы заместить свой внешний долг.

Вторая причина: рефинансирование недавних долгов и в целом текущих расходов, которые часто просто нельзя сократить. Как объясняет управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов, крупнейшие корпорации аккумулировали большой объем публичных и непубличных долгов в благоприятные для этого периоды по относительно низким процентным ставкам: с 2020-го по середину 2023 года (конечно, не считая краткосрочного взлета стоимости фондирования весной 2022-го). Теперь эти долги нужно рефинансировать, чтобы не сжимать масштаб деятельности и сохранять финансовую устойчивость. «Кроме того, у предприятий в последние годы возникает все больше слабо прогнозируемых расходов, связанных с импортозамещением, технологическим переоснащением, различными трансформационными процессами и изменением логистики. Необходимость рефинансирования старых долгов и покрытия новых, зачастую непредвиденных расходов создает ситуацию, в которой корпорации будут весьма активно занимать средства практически при любой их стоимости», — констатирует Юрий Беликов.

Третья причина: деньги нужны на развитие бизнеса. Значительная часть компаний либо все еще видит для себя хорошие перспективы в связи с импортозамещением и перестройкой всей экономики, либо имеет такие же хорошие перспективы при выполнении госзаказа, в том числе оборонного. В частности, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев объясняет, что рост корпоративного кредитования в значительной мере связан с необходимостью любой ценой выполнить «некоторые задачи». «Часть заемщиков предъявляет спрос на кредит в связи с необходимостью выполнения гособоронзаказа или государственных инвестиционных программ, — сказал он “Моноклю”. — Другая часть находится в условиях расширяющегося спроса на продукцию, и если речь идет не о стопроцентном фондировании кредитами оборотного капитала, то небольшую часть средств они могут позволить себе привлечь по высоким ставкам. В целом наш анализ показал, что наращивают заимствования те сектора, где выпуск продукции растет динамично, и сокращают те, у кого выпуск тормозится».

Что касается конкретных отраслей, то, по данным ЦМАКП, быстро наращивают заимствования добыча нетопливных полезных ископаемых (в основном металлических руд), производство машин и оборудования, производство транспортных средств и в меньшей степени производство нефтепродуктов. «Стоит отметить, что по нетопливным полезным ископаемым темпы роста заимствований уже выше средних, но пока не наблюдалось признаков замедления как по выдачам, там и по объему кредитного портфеля. Судя по всему, металлическая руда (сырье) идет на экспорт, и для этого нужны кредиты, тогда как металлургическое производство (выплавка металла) сокращает заимствования, и динамика производства здесь замедляется», — уточняет Олег Солнцев.

С другой стороны, замедление и производства, и кредитования наблюдается в добыче топливных полезных ископаемых, производстве стройматериалов.

Банки указывают, что активный спрос на кредиты проявляют те отрасли, которые заняты в поддерживаемых государством проектах.

«В топ-3 отраслей по росту корпоративного кредитования сейчас входят транспортная, энергетическая и металлургическая. Рост корпоративного кредитования, который мы наблюдаем, во многом является следствием реализации крупных инвестиционных проектов, которые стратегически важны для развития российской экономики», — сказала «Моноклю» Анна Кабанова, старший вице-президент — руководитель блока цифровизации, сопровождения и поддержки юридических лиц ПСБ. По ее словам, экономическая ситуация предыдущих двух лет открыла перед российскими компаниями много возможностей для расширения бизнеса и выхода на новые рынки. Предприятия стали активно наращивать технологические и производственные мощности, как следствие, возросла потребность в увеличении оборотного капитала и финансировании инвестиционных проектов, в том числе за счет льготных кредитов по программам господдержки различных отраслей.

Крупным легче

На льготных кредитах стоит остановиться отдельно. Не секрет, что они играют определенную роль в росте корпоративного кредитования. В некотором роде повторяется ситуация со льготной ипотекой. Чтобы в условиях высоких ставок стимулировать ту или иную отрасль, государство субсидирует ставки для ее представителей, и в результате влияние ключевой ставки ЦБ на кредитование в целом оказывается меньше, чем того хотел бы регулятор. Дальше мы знаем: новое ужесточение ДКП, продление льгот по кредитам, и так снова и снова.

Но вот насколько велико влияние именно льготных кредитов на прирост корпоративного портфеля — оценить сложно. К сожалению, статистики по объему кредитов, выданных по всем льготным программам для бизнеса, ЦБ не ведет (либо не публикует).

Известно, что господдержка оказывается по двум направлениям — это собственно субсидирование процентных ставок, как по кредитам МСП или выдаваемым Фондом развития промышленности, и различные налоговые льготы и послабления другого рода, которые делают стоимость капитала для компаний в целом ниже, чем в среднем по рынку. По большей части на все эти механизмы может претендовать крупный бизнес, так что неудивительно, что он главный «виновник» роста корпоративного кредитования.

Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев в первую очередь напоминает об инструментах поддержки инвестиций: по параметрам поддерживаемых проектов видно, что они ориентированы прежде всего на крупный бизнес. Это СПИК и СПИК 2.0 (специальные инвестиционные контракты). «Механизм реальный, живой, действующий. Информация есть в общей сложности по 97 проектам, из них многие были инициированы уже в 2022–2024 годах. Сейчас в фокусе данного инструмента крупные технологические проекты в обрабатывающих отраслях промышленности», — говорит Юрий Симачев. Второй инструмент — это соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Главное его отличие от СПИКов в том, что могут возмещаться затраты на инфраструктуру. Поэтому СЗПК интересны прежде всего для проектов, где велики затраты на инфраструктуру, — рудники, горнорудные комбинаты, химия, металлургия и т. д. «Получить поддержку можно лишь при достижении некоторого порогового объема капвложений — например, для обрабатывающей промышленности он с 2022 года составляет 4,5 миллиарда рублей. Что касается масштабов поддерживаемых проектов, то достаточно отметить: для получения максимально возможной стабилизационной оговорки в 20 лет объем капвложений по проекту должен превышать 15 миллиардов рублей, — напоминает Юрий Симачев. — В 2022–2023 годах было заключено 19 новых соглашений по проектам на общую сумму 1,1 триллиона рублей».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Третья форма денег Третья форма денег

В России стартовал второй этап проекта по использованию цифрового рубля

Деньги
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Лебединый хрип Лебединый хрип

«Мария»: Анджелина Джоли в байопике Марии Каллас

Weekend
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Сыр Сыр

Сыр – один из древнейших продуктов, который люди научились делать

Здоровье
Настенный микс Настенный микс

Как комбинировать разные виды обоев в комнате

Лиза
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Островок покоя Островок покоя

7 лучших идей для оформления зимнего балкона

Лиза
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
«Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране «Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране

Отрывок из книги психолога Сании Биккиной «Перемещенные»

Forbes
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже

Можно ли натренировать волосы, чтобы они медленнее пачкались?

VOICE
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Просто само совершенство Просто само совершенство

Когда и почему погоня за идеалом мешает тебе быть счастливой

Лиза
Открыть в приложении