«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»
Когда наш мир утонет в расплавленном металле
Мы точно не знаем, когда во Вселенной появилась жизнь, но уверены, что рано или поздно она исчезнет. О том, с чего все началось и как закончится, люди размышляют давно, и сегодня у нас есть множество версий на этот счет. В книге «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» (издательство «Альпина нон-фикшн») культурологи Ольга Колобова и Валерий Иванов, пишущие под общим псевдонимом Олег Ивик, рассказывают о посвященных этому религиозных, мифологических и научных концепциях. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о противоречиях в религиозных текстах зороастризма.
Глава 6. Зороастризм
На вопрос «Когда начался мир?» известный зороастрийский священнослужитель Дастур Эрачджи Сохрабжи Мехеджирана1 ответил: «...Мы не можем определить время, когда мир возник». Действительно, с точными датировками у зороастрийцев дела обстоят неважно. И это несмотря на то, что их религиозные тексты уделяют хронологии огромное внимание. Сотворение мира (равно как и его существование и грядущий конец) разбито на этапы, длительность которых оговаривается во множестве источников... Тем не менее и зороастрийцы, и изучающие их религию специалисты постоянно противоречат друг другу, а иногда и сами себе.
1. Индия, середина XIX века нашей эры.
В том, что касается начальных этапов творения, противоречия эти хотя и существенны, но не фатальны. В конце концов, так ли уж важно знать, когда именно верховный бог зороастрийцев Ормазд (Ахура Мазда)2 создал мир? Но дату Страшного суда хотелось бы представлять. Тем более что перед приходом в мир спасителя-Сошйанса (Саошйанта) людям предстоит в течение 10 лет «оставаться без пищи». А непосредственно Конец Света, который наступит вскоре после этого, будет ознаменован тем, что боги «расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься». Конечно, любому праведнику покажется, «словно он идет в теплом молоке». Но даже и у праведника такое омовение, вероятно, вызовет некоторый стресс. Не говоря уже о том, что далеко не все могут быть заранее уверены в собственной праведности...
2. Зороастризм существует не менее 2700 лет; за это время зороастрийские общины сменили несколько языков, на которых по-разному произносились и писались имена собственные. В нашей книге мы используем в основном среднеперсидскую (пехлевийскую) версию (иногда в ее пазендском варианте, если его использует автор текста, на который мы ссылаемся); в скобках, если не указано иное, приводится древнейший (авестийский) вариант. В цитатах сохраняется правописание оригинала (варианты написания, предложенные разными переводчиками, могут слегка различаться).
Для ныне живущих людей ситуация обостряется еще и тем, что, если верить некоторым зороастрийским текстам, Конец Света может наступить в самое ближайшее время. Ведь существуют предсказания, согласно которым спаситель-Сошйанс явится на землю через 3000 лет после пророка и основателя зороастризма, Заратуштры (это имя мы будем давать в авестийском варианте, более привычном русскоязычному читателю; пехлевийский вариант — Зардушт, греческий — Зороастр). Правда, даты жизни пророка вызывают споры, и разброс мнений огромен. Зороастрийская традиция утверждает, что он жил в VII — начале VI века до нашей эры (ряд современных исследователей допускает, что эта дата верна). Древнегреческие авторы — что за 5000 лет до Троянской войны (то есть примерно в 6200 году до нашей эры) или за 6000 лет до смерти Платона (то есть еще на полтора века раньше). Впрочем, возможно, греки, не разбиравшиеся в нюансах зороастрийской теологии, посчитали, что Заратуштра появился на свет, когда была сотворена его фраваши3 (душа), каковая возникает задолго до тела.
3. Фраваши — мифоним женского рода; по традиции в единственном числе не склоняется, во множественном правомерны склоняемый и несклоняемый варианты употребления (Рак И. В. Зороастрийская мифология. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — М.; СПб., 1998. С. 509).