Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

ЛизаМать и дитя

Опять в школу...

Порой мы сами убиваем у детей стремление к знаниям. Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

Многие родители считают, что наказания, запреты и принуждение — лучший способ cформировать у ребенка привычку хорошо учиться и привить интерес к получению новых знаний. Но так ли это? Почему ребенку неинтересно учиться и что мы можем сделать, чтобы вернуть тягу к обучению, рассказывает наш эксперт, специалист по Вальдорфской педагогике и мама пятерых детей-погодок.

Почему он не хочет?

Ни один родитель не желает зла своему ребенку. И каждый педагог стремится к тому, чтобы ученикам было как минимум не скучно на его уроках. Но часто именно действия взрослых влияют на то, что дети теряют интерес к учебе. Что именно мы делаем не так?

Чрезмерно контролируем. Нам кажется, что если мы не будем следить за тем, чтобы ребенок выполнял уроки, вовремя сдавал рефераты и проекты, то он совсем забросит учебу. И только наш контроль и то, что мы держим ребенка в ежовых рукавицах, не дает ему забросить учебу. На практике же происходит с точностью наоборот — чем сильнее мы контролируем и давим, тем сильнее протест ребенка и ниже его интерес к обучению.

Не учитываем интересы детей. Мы всегда судим по себе: если нам легко давались математика и физика, то мы ждем, что и ребенок быстро и просто освоит школьную программу по этим предметам. Но наши дети — это не мы. У них свои интересы и склонности. Когда мы навязываем ребенку то, что ему не нравится или непонятно, он теряет интерес к учебе.

Выгораем. Эмоциональное выгорание приводит к тому, что мы начинаем выполнять свои обязанности механически без включенности в процесс. В обучении особенно важно, чтобы педагог был проактивным и максимально вовлеченным. Если этого не происходит, детям неинтересно учиться.

Слишком нагружаем. День многих современных детей буквально расписан по минутам: утром они идут в школу, после быстро делают уроки и отправляются на всевозможные кружки или занятия с репетитором. Мы загружаем детей так сильно, что у них не остается времени на отдых и восстановление. А ведь это залог успешной учебы и интереса к ней.

Не обращаем внимания на особенности детей. Школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка. И, конечно, большинство детей успешно и достаточно легко осваивают школьную программу. Но есть и такие, кто выбивается из общей массы. Одним из них трудно — они не могут концентрироваться, работают медленнее, чем большинство одноклассников, и не успевают на уроках. Другим, наоборот, слишком легко — они схватывают все на лету, быстро решают задачи и выполняют задания. И первым, и вторым становится скучно, и они логично теряют интерес к учебе.

Концентрируемся на результате, а не на процессе. Для некоторых родителей успехом в обучении становятся оценки, победы в олимпиадах и поступление в престижный вуз. Но такой подход не позволяет ребенку получать удовольствие от процесса. Он постоянно участвует в гонке за лучшими оценками и новыми грамотами. Он не понимает, как применять эти знания в жизни, и не знает, для чего он учится особенно в тех случаях, когда все цели достигнуты.

Слишком многого ждем. Самый большой страх любого ребенка — не оправдать ожидания родителей. Чем выше наши ожидания, тем сильнее этот страх. Когда мы ругаем ребенка за четверки или за то, что он не выиграл олимпиаду, ему кажется, что он не может достигнуть идеального результата. А если не можешь его достичь, то зачем вообще учиться?

Ругаем, но не хвалим. Многие родители воспринимают положительные оценки как нечто само собой разумеющиеся и считают, что хвалить детей за успешную учебу вовсе не обязательно. Вместе с тем, они ругают детей за провалы и ошибки. Когда от тебя только требуют, но ничего не дают взамен, ты со временем теряешь интерес к тому, что делаешь.

Мотивируем правильно

Конечно, мы не можем одномоментно перестроиться с авторитарного стиля и постоянного контроля на другие модели. Действуйте постепенно и не вините себя, если что-то не получается. На формирование новых привычек нужно время. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Изучайте интересы и склонности ребенка. Самое сложное в этом не только понять, что интересно сыну или дочери, но и принять его выбор. Обычно по детям сразу видно, что им интересно: эти предметы даются им намного легче, а свободное время (если оно у него, конечно, есть) ребенок посвящает чтению специализированных книг или профсообществ в социальных сетях. Если ребенку разрешает выбирать кружки по интересам, а не потому, что считают выгодным и перспективным родители, то он тоже выбирает то, к чему у него есть склонности. Просто понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним и ненавязчиво поинтересуйтесь, чем бы ему хотелось заниматься. Если самостоятельно определить склонности ребенка не получается, пройдите вместе с ним тесты по профориентации, сходите на консультацию к специалисту по карьере или психологу.

Учитесь расставлять приоритеты. Невозможно объять необъятное, и ребенок не может быть одинаково успешным и в физкультуре, и на ИЗО, и на математике, и на литературе. После того как выясните, что интересно ребенку и какие предметы даются ему легче других, сделайте упор именно на них, а остальные пусть осваивает в необходимом для аттестации объеме. Никаких заданий со звездочкой и репетиторов по тем предметам, которые не даются ребенку. Пусть он концентрируется на том, что у него получается и будет лучшим среди лучших, чем старается прыгнуть выше головы и станет лучшим среди худших. Единственное исключение — слабый педагог. Если предмет не дается ребенку из-за того, что его слабо преподают в школе, это повод найти другого педагога или дополнительные занятия, на которых ребенку будет действительно интересно.

Снизьте градус ожиданий. Конечно, мы хотим, чтобы ребенок был успешным, получил востребованную профессию и нашел свое место в жизни. Но что вы будете делать, если ваши представления о хорошей жизни и представления вашего ребенка не совпадут? Это не значит, что не нужно ставить цели и идти к ним. Это значит, что эти цели должны соответствовать желаниям и стремлениям ребенка, а не вашим представлениям о них. Пусть сын или дочь знают, что вы поддержите их в любой ситуации и поможете им достигнуть того, чего они хотят. В этом случае мотивацией к обучению и получению нужных знаний будет сам ребенок, а не ваши понукания.

Не забывайте про отдых. Помните, что ребенок не может быть успешным во всем, поэтому вовсе нет острой необходимости в том, чтобы занимать все его время полезной деятельностью и десятком кружков. Каждый день у ребенка должно быть время, когда он может не делать ничего полезного — встречаться с друзьями, залипать в интернете, читать книги, которые ему нравятся, заниматься хобби и так далее. В конце концов, ребенок может просто сидеть и смотреть в одну точку. В это время он восстанавливает силы и отдыхает. Это необходимое условие для нормальной учебы и интереса к ней.

Учите учиться. Никто точно не знает, какая профессия будет востребована через 10 или 20 лет. Когда мы определяем будущее для ребенка и всю жизнь готовим его к тому, чтобы он стал юристом или врачом, то можем прийти к тому, что к моменту выпуска ребенка из университета его профессия либо будет перенасыщена специалистами, либо перестанет быть востребованной. Более важным навыком станет умение учиться и осваивать новые профессии. Тогда он в любой момент сможет получить другую специальность и начать строить карьеру с нуля.

Направляйте, но не навязывайте. Конечно, ребенку бывает сложно понять, что ему нравится и кем он хочет стать. Его интересы меняются если не каждый день, то раз в месяц точно: сегодня он хочет строить космические корабли, завтра — учить японский, послезавтра — изучать природу Чукотки. Наша задача — направить энергию ребенка в мирное русло и помочь ему не распыляться. Обсудите с ребенком, почему его интересы меняются так быстро. Возможно, у него не складываются отношения с педагогом, и тогда нужно найти репетитора или дополнительные занятия с другим учителем. Возможно, он не умеет преодолевать трудности, и тогда нужно показать, как не сдаваться при первых сложностях. Возможно, он интересуется Чукоткой, потому что ей интересуется друг, и он пошел на кружок только из-за того, чтобы поддержать отношения. Тогда предложите ему другие варианты досуга. Нам нужно наставлять и помогать ребенку, но не давить на него.

Помогать и направлять

По природе дети стремятся к знаниям. Если мы обеспечиваем им все условия, не давим и помогаем, то они не утраивают этот интерес, а сохраняют его на всю жизнь.

Исключения из правил

Некоторым детям действительно необходимы жесткий контроль и постоянные наставления. Без них они теряют интерес и занимаются только тем, что им нравится. Однако большинству детей, особенно высокочувствительным, сложно жить под постоянным прессингом. Им необходимы совсем другие стимулы.

Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Вредные советы: пошаговая инструкция, как усложнить себе жизнь Вредные советы: пошаговая инструкция, как усложнить себе жизнь

Зачастую мы сами можем легко помешать себе со всем справиться, и вот как

Psychologies
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Присоединяй и властвуй Присоединяй и властвуй

Примеры объявления одним государством об аннексии другого

Дилетант
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Вомбаты какают кубиками, а древние люди явно ели сыр с плесенью. Зачем ученые изучают фекалии? Вомбаты какают кубиками, а древние люди явно ели сыр с плесенью. Зачем ученые изучают фекалии?

Фекалии человека и животных могут рассказать о мире больше, чем мы думаем

СНОБ
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц «Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц

Как музыканту найти контракт в Китае и с каким трудностями можно столкнуться?

VC.RU
Странные и смешные тени, сфотографированные при обычных обстоятельствах (галерея) Странные и смешные тени, сфотографированные при обычных обстоятельствах (галерея)

Авторам этих фотографий попалось, действительно, нечто особенное!

Maxim
Вечно живые Вечно живые

Зинаида Пронченко не любит онлайн, но готова с ним примириться

GQ
Зимний дворец Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФ
Моделирование подтвердило образование тяжелых элементов в столкновениях нейтронных звезд Моделирование подтвердило образование тяжелых элементов в столкновениях нейтронных звезд

Источник тяжелых элементов во Вселенной — столкновение нейтронных звезд

N+1
Сотворение Адама Сотворение Адама

За что все (и мы) любят Адама Драйвера

Glamour
Хэллоуин по-русски: 10+ самых странных мистических историй из реальной жизни Хэллоуин по-русски: 10+ самых странных мистических историй из реальной жизни

Пугающие и смешные мистические истории

Cosmopolitan
На долгую память: как повысить стойкость перманентного макияжа На долгую память: как повысить стойкость перманентного макияжа

Перманентный макияж был создан для тех, кому не по душе заботы о красоте

Cosmopolitan
Великие махинаторы: кто делает ИА «Панорама» Великие махинаторы: кто делает ИА «Панорама»

Интервью с создателями ироничного информационного агенства «Панорама»

Esquire
Аномальный топологический изолятор защитил микроволновой сигнал от больших помех Аномальный топологический изолятор защитил микроволновой сигнал от больших помех

Физики объединили свойства изоляторов Черна со свойствами изоляторов Флоке

N+1
Сиенна огненная Сиенна огненная

Жизнь Сиенны Миллер, одной из главных it-girls нулевых, кажется спокойной

Harper's Bazaar
Делай раз, делай два: какие продукты рекомендуются по группе крови Делай раз, делай два: какие продукты рекомендуются по группе крови

От группы крови зависит, какие продукты идут тебе на пользу, а какие — нет

VOICE
«Давай сделаем селфи»: 15 признаков, что он в тебя влюбился «Давай сделаем селфи»: 15 признаков, что он в тебя влюбился

Как понять, что ты действительно очень много для него значишь!

Cosmopolitan
Карбон звучащий Карбон звучащий

Из карбона теперь делают музыкальные инструменты

Популярная механика
Девять шагов региона к реальной декарбонизации Девять шагов региона к реальной декарбонизации

Как российским регионам подготовиться к углеродному регулированию?

Эксперт
Без маски Без маски

Совсем другой Уилл Смит

GQ
Как исследуют ускоряющуюся Вселенную? Как исследуют ускоряющуюся Вселенную?

Несмотря на все достижения, мы наблюдаем только около 5% Вселенной

Популярная механика
Гора защитила превращение фтора в кислород от космической радиации Гора защитила превращение фтора в кислород от космической радиации

Перенос лаборатории под землю помог увеличить точность эксперимента

N+1
Трудно быть камнем: каким получился новый альбом Tequilajazzz Трудно быть камнем: каким получился новый альбом Tequilajazzz

что происходит с музыкой и лирическим героем пластинки Tequilajazzz

РБК
«Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении «Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении

Как информация попадает в сеть, где она продаётся и кто её покупает

VC.RU
Персонажи фильмов, основанные на реальных личностях Персонажи фильмов, основанные на реальных личностях

Узнай, кто стоит за всеми любыми персонажами

Maxim
Елена Нусинова — Forbes: «Сейчас говорить о журналистике почти невыносимо» Елена Нусинова — Forbes: «Сейчас говорить о журналистике почти невыносимо»

Как женщины заняли топовые позиции в российской журналистике в 1990-е?

Forbes
Новый богатейший: как инвестор Рамзи Мусаллам заработал состояние, спасая компанию Новый богатейший: как инвестор Рамзи Мусаллам заработал состояние, спасая компанию

Как миллиардер Рамзи Мусаллам заработал на сотрудничестве с властями состояние

Forbes
Археологи уточнили время создания подземного святилища в Игнатиевской пещере Археологи уточнили время создания подземного святилища в Игнатиевской пещере

Древние люди занимались в Игнатиевской пещере наскальной живописью

N+1
Открыть в приложении