Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

ЛизаМать и дитя

Опять в школу...

Порой мы сами убиваем у детей стремление к знаниям. Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

Многие родители считают, что наказания, запреты и принуждение — лучший способ cформировать у ребенка привычку хорошо учиться и привить интерес к получению новых знаний. Но так ли это? Почему ребенку неинтересно учиться и что мы можем сделать, чтобы вернуть тягу к обучению, рассказывает наш эксперт, специалист по Вальдорфской педагогике и мама пятерых детей-погодок.

Почему он не хочет?

Ни один родитель не желает зла своему ребенку. И каждый педагог стремится к тому, чтобы ученикам было как минимум не скучно на его уроках. Но часто именно действия взрослых влияют на то, что дети теряют интерес к учебе. Что именно мы делаем не так?

Чрезмерно контролируем. Нам кажется, что если мы не будем следить за тем, чтобы ребенок выполнял уроки, вовремя сдавал рефераты и проекты, то он совсем забросит учебу. И только наш контроль и то, что мы держим ребенка в ежовых рукавицах, не дает ему забросить учебу. На практике же происходит с точностью наоборот — чем сильнее мы контролируем и давим, тем сильнее протест ребенка и ниже его интерес к обучению.

Не учитываем интересы детей. Мы всегда судим по себе: если нам легко давались математика и физика, то мы ждем, что и ребенок быстро и просто освоит школьную программу по этим предметам. Но наши дети — это не мы. У них свои интересы и склонности. Когда мы навязываем ребенку то, что ему не нравится или непонятно, он теряет интерес к учебе.

Выгораем. Эмоциональное выгорание приводит к тому, что мы начинаем выполнять свои обязанности механически без включенности в процесс. В обучении особенно важно, чтобы педагог был проактивным и максимально вовлеченным. Если этого не происходит, детям неинтересно учиться.

Слишком нагружаем. День многих современных детей буквально расписан по минутам: утром они идут в школу, после быстро делают уроки и отправляются на всевозможные кружки или занятия с репетитором. Мы загружаем детей так сильно, что у них не остается времени на отдых и восстановление. А ведь это залог успешной учебы и интереса к ней.

Не обращаем внимания на особенности детей. Школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка. И, конечно, большинство детей успешно и достаточно легко осваивают школьную программу. Но есть и такие, кто выбивается из общей массы. Одним из них трудно — они не могут концентрироваться, работают медленнее, чем большинство одноклассников, и не успевают на уроках. Другим, наоборот, слишком легко — они схватывают все на лету, быстро решают задачи и выполняют задания. И первым, и вторым становится скучно, и они логично теряют интерес к учебе.

Концентрируемся на результате, а не на процессе. Для некоторых родителей успехом в обучении становятся оценки, победы в олимпиадах и поступление в престижный вуз. Но такой подход не позволяет ребенку получать удовольствие от процесса. Он постоянно участвует в гонке за лучшими оценками и новыми грамотами. Он не понимает, как применять эти знания в жизни, и не знает, для чего он учится особенно в тех случаях, когда все цели достигнуты.

Слишком многого ждем. Самый большой страх любого ребенка — не оправдать ожидания родителей. Чем выше наши ожидания, тем сильнее этот страх. Когда мы ругаем ребенка за четверки или за то, что он не выиграл олимпиаду, ему кажется, что он не может достигнуть идеального результата. А если не можешь его достичь, то зачем вообще учиться?

Ругаем, но не хвалим. Многие родители воспринимают положительные оценки как нечто само собой разумеющиеся и считают, что хвалить детей за успешную учебу вовсе не обязательно. Вместе с тем, они ругают детей за провалы и ошибки. Когда от тебя только требуют, но ничего не дают взамен, ты со временем теряешь интерес к тому, что делаешь.

Мотивируем правильно

Конечно, мы не можем одномоментно перестроиться с авторитарного стиля и постоянного контроля на другие модели. Действуйте постепенно и не вините себя, если что-то не получается. На формирование новых привычек нужно время. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Изучайте интересы и склонности ребенка. Самое сложное в этом не только понять, что интересно сыну или дочери, но и принять его выбор. Обычно по детям сразу видно, что им интересно: эти предметы даются им намного легче, а свободное время (если оно у него, конечно, есть) ребенок посвящает чтению специализированных книг или профсообществ в социальных сетях. Если ребенку разрешает выбирать кружки по интересам, а не потому, что считают выгодным и перспективным родители, то он тоже выбирает то, к чему у него есть склонности. Просто понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним и ненавязчиво поинтересуйтесь, чем бы ему хотелось заниматься. Если самостоятельно определить склонности ребенка не получается, пройдите вместе с ним тесты по профориентации, сходите на консультацию к специалисту по карьере или психологу.

Учитесь расставлять приоритеты. Невозможно объять необъятное, и ребенок не может быть одинаково успешным и в физкультуре, и на ИЗО, и на математике, и на литературе. После того как выясните, что интересно ребенку и какие предметы даются ему легче других, сделайте упор именно на них, а остальные пусть осваивает в необходимом для аттестации объеме. Никаких заданий со звездочкой и репетиторов по тем предметам, которые не даются ребенку. Пусть он концентрируется на том, что у него получается и будет лучшим среди лучших, чем старается прыгнуть выше головы и станет лучшим среди худших. Единственное исключение — слабый педагог. Если предмет не дается ребенку из-за того, что его слабо преподают в школе, это повод найти другого педагога или дополнительные занятия, на которых ребенку будет действительно интересно.

Снизьте градус ожиданий. Конечно, мы хотим, чтобы ребенок был успешным, получил востребованную профессию и нашел свое место в жизни. Но что вы будете делать, если ваши представления о хорошей жизни и представления вашего ребенка не совпадут? Это не значит, что не нужно ставить цели и идти к ним. Это значит, что эти цели должны соответствовать желаниям и стремлениям ребенка, а не вашим представлениям о них. Пусть сын или дочь знают, что вы поддержите их в любой ситуации и поможете им достигнуть того, чего они хотят. В этом случае мотивацией к обучению и получению нужных знаний будет сам ребенок, а не ваши понукания.

Не забывайте про отдых. Помните, что ребенок не может быть успешным во всем, поэтому вовсе нет острой необходимости в том, чтобы занимать все его время полезной деятельностью и десятком кружков. Каждый день у ребенка должно быть время, когда он может не делать ничего полезного — встречаться с друзьями, залипать в интернете, читать книги, которые ему нравятся, заниматься хобби и так далее. В конце концов, ребенок может просто сидеть и смотреть в одну точку. В это время он восстанавливает силы и отдыхает. Это необходимое условие для нормальной учебы и интереса к ней.

Учите учиться. Никто точно не знает, какая профессия будет востребована через 10 или 20 лет. Когда мы определяем будущее для ребенка и всю жизнь готовим его к тому, чтобы он стал юристом или врачом, то можем прийти к тому, что к моменту выпуска ребенка из университета его профессия либо будет перенасыщена специалистами, либо перестанет быть востребованной. Более важным навыком станет умение учиться и осваивать новые профессии. Тогда он в любой момент сможет получить другую специальность и начать строить карьеру с нуля.

Направляйте, но не навязывайте. Конечно, ребенку бывает сложно понять, что ему нравится и кем он хочет стать. Его интересы меняются если не каждый день, то раз в месяц точно: сегодня он хочет строить космические корабли, завтра — учить японский, послезавтра — изучать природу Чукотки. Наша задача — направить энергию ребенка в мирное русло и помочь ему не распыляться. Обсудите с ребенком, почему его интересы меняются так быстро. Возможно, у него не складываются отношения с педагогом, и тогда нужно найти репетитора или дополнительные занятия с другим учителем. Возможно, он не умеет преодолевать трудности, и тогда нужно показать, как не сдаваться при первых сложностях. Возможно, он интересуется Чукоткой, потому что ей интересуется друг, и он пошел на кружок только из-за того, чтобы поддержать отношения. Тогда предложите ему другие варианты досуга. Нам нужно наставлять и помогать ребенку, но не давить на него.

Помогать и направлять

По природе дети стремятся к знаниям. Если мы обеспечиваем им все условия, не давим и помогаем, то они не утраивают этот интерес, а сохраняют его на всю жизнь.

Исключения из правил

Некоторым детям действительно необходимы жесткий контроль и постоянные наставления. Без них они теряют интерес и занимаются только тем, что им нравится. Однако большинству детей, особенно высокочувствительным, сложно жить под постоянным прессингом. Им необходимы совсем другие стимулы.

Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников

Уменьшение льдов Арктики может привести к распространению ядерных отходов

Популярная механика
Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы

Почему мы теряем друзей?

Psychologies
5 фильмов про ускользающую молодость 5 фильмов про ускользающую молодость

Преодолеваем возрастные рубежи с умом и фильмами

GQ
Новое начало Новое начало

Если вы хотите начать долгосрочные изменения, попробуйте простую практику

Yoga Journal
Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло

Рассказываем результаты отказа от сахара на месяц.

Cosmopolitan
Покажи язык Покажи язык

Как лингвисты доказывали, что жестовые языки — это языки

N+1
Древние жители Сидона не захотели есть морскую рыбу Древние жители Сидона не захотели есть морскую рыбу

Биоархеологи провели изотопный анализ останков 112 человек

N+1
Современная химия: где ждать прорывов Современная химия: где ждать прорывов

Фундаментальные разработки в российской химической науке

Эксперт
Как мир перестал слышать архитекторов Как мир перестал слышать архитекторов

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Мишель Рагон: GIAP

Weekend
Виктор Рыжаков. Портрет охотника на снегу Виктор Рыжаков. Портрет охотника на снегу

Художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков

СНОБ
Софья, Исанна Софья, Исанна

Психолог из Петербурга Исанна Аксютова придумала экобренд «ЛюбЛён»

Собака.ru
Вино по новым правилам Вино по новым правилам

Как закон о виноградарстве и виноделии повлиял на отрасль

Агроинвестор
Без доступной среды и компенсаций: как живут семьи с детьми с диагнозом spina bifida Без доступной среды и компенсаций: как живут семьи с детьми с диагнозом spina bifida

Интервью с основательницей фонда помощи детям со spina bifida Инной Инюшкиной

Forbes
Указка как символ: 12 фильмов о романах учителей и учеников Указка как символ: 12 фильмов о романах учителей и учеников

12 фильмов о запретной любви учителей и учеников

Cosmopolitan
Александр Петров — о звериной серьезности, православии, «Веноме 2» как примере для подражания и о том, как он спасает детей своими фильмами Александр Петров — о звериной серьезности, православии, «Веноме 2» как примере для подражания и о том, как он спасает детей своими фильмами

Разговор по душам с Александром Петровым

Esquire
Эйджизм: явный и скрытый Эйджизм: явный и скрытый

Так ли все радужно с корректностью нашей речи в плане эйджизма?

Домашний Очаг
Серпом по скрепам Серпом по скрепам

О сериале «Полуночная месса» — хорроре о том, что не надо бояться

Weekend
Убить прокрастинатора: 5 книг о привычках, которые изменят вашу жизнь Убить прокрастинатора: 5 книг о привычках, которые изменят вашу жизнь

Книги, которые помогут добиться желаемого благодаря полезным привычкам

Популярная механика
«Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет «Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет

Чем плох словарь, которым мы активно пользуемся при описании интернета?

Forbes
Четыре лика империи Четыре лика империи

Как землетрясение повлияло на нынешний облик малых городов Италии

Вокруг света
Здоровье ног. Как предотвратить и лечить варикоз Здоровье ног. Как предотвратить и лечить варикоз

Почему возникает варикоз, как его лечат и можно ли обойтись без операции?

Cosmopolitan
«Выгорание — не знак почета»: почему сверхурочная работа не приведет вас к успеху «Выгорание — не знак почета»: почему сверхурочная работа не приведет вас к успеху

Мы перерабатываем, в надежде преуспеть. Это — самый прямой путь к выгоранию

Inc.
Знаменитая японская система умывания: 7 шагов к идеальной коже Знаменитая японская система умывания: 7 шагов к идеальной коже

Многоступенчатая система умывания по-азиатски

VOICE
Безопасность вместо развития: какой капитализм построили в России за 30 лет Безопасность вместо развития: какой капитализм построили в России за 30 лет

30 лет назад Россия выбрала курс на строительство капитализма

Forbes
Непрофессионализм и ограничения: что мешает пивоварам работать с футбольными клубами в России Непрофессионализм и ограничения: что мешает пивоварам работать с футбольными клубами в России

Почему продажа пива на стадионах может помочь развитию российского футбола

Inc.
Умные самолеты: человеко-машинный интерфейс для гражданской авиации Умные самолеты: человеко-машинный интерфейс для гражданской авиации

Сергей Дяченко работает над новым человеко-машинным интерфейсом для авиации

Популярная механика
Кто этот мощный старик? Кто этот мощный старик?

Как старик сэр Ранульф Файнс покорил “крышу мира”

Men’s Health
«Точное мышление в безумные времена. Венский кружок и крестовый поход за основаниями науки» «Точное мышление в безумные времена. Венский кружок и крестовый поход за основаниями науки»

Карл Зигмунд рассказывает историю сообщества ученых и их научных изысканий

N+1
Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания

О диете раздельного питания, которая помогает сбросить вес.

Cosmopolitan
Открыть в приложении