Korovka from Korenovka. Как любимое мороженное Путина, произведенное под Краснодаром, оказалось на прилавках в США
На 1280-м километре трассы М-4 «Дон» стоит гигантский вафельный стаканчик. Его высота — три-четыре метра. Только местные жители и, возможно, немногие из проезжающих мимо туристов, которые регулярно бывают в Краснодарском крае, знают, что это не арт-объект, а реклама Кореновского молочно-консервного комбината. Предприятию удалось пережить распад Советского Союза и уже в XXI веке всего за несколько лет буквально захватить российский рынок мороженого. Марина Геворкян и Никита Павлюк-Павлюченко съездили в Кореновск, чтобы узнать, почему местная продукция нравится Владимиру Путину, зачем предприятие продолжает сотрудничать с маленькими фермерскими хозяйствами и чем вкус крем-брюле, только что выпущенного с конвейера, отличается от купленного в магазине.
В Кореновский молочно-консервный комбинат мы приехали в воскресенье. Уже при въезде нас встретила длинная вереница современных молоковозов, которые стояли перед воротами. Про очередь из машин мы спросили гендиректора предприятия Игоря Московцева, встречавшего нас на посту охраны:
— У комбината нет выходных. В сутки ему нужно до 550 тонн молока, чтобы произвести необходимый объем продукции. Столько на своем хозяйстве не надоить, поэтому мы сырье закупаем. Внутри, на территории, стоит 15 «танков» — больших цистерн, в которых хранится молоко. Одна емкость вмещает по 50 тонн.
— По дороге до разгрузки испортиться не успевает? — спрашиваем мы. Уже вечер, но на улице не меньше 25 градусов тепла.
— Недавно мы построили новое здание для приемки молока. В старое современные молоковозы просто не влезали, — Московцев показывает на стоящий в очереди тягач с прицепом-цистерной на 24 тысячи литров. — Теперь у нас есть три «линии», через каждую проходит по 50 тонн молока в сутки. Основная нагрузка идет после утренней и вечерней дойки. Раньше у фермерских хозяйств не было охладительных установок, молоко приходилось очень быстро везти на предприятие. Сегодня хладоустановки есть даже у самых «мелких» фермеров. Мы забираем у них молоко в охлажденном виде. Необходимое оборудование установлено и на самих молоковозах.
Мы заходим в помещение для приемки и видим молоковоз, люк которого соединен со сложным аппаратом, состоящем из множества труб и проводов разного размера. Внутри стоит запах свежего молока, пол здесь начищен до блеска. Оборудование шумит, поэтому Московцев повышает голос голос:
— Здесь идет не просто откачка, но и переход права собственности на молоко от фермера к комбинату. Наша задача — проверить, чтобы на предприятие поступило столько сырья, сколько записано в накладной. Мы доверяем нашим поставщикам, но проверка лишней не бывает.
— Вы сотрудничаете только с крупными агрохолдингами?
— У нас подписаны контракты с крупными фермами Краснодарского края, у которых есть 500-1000 голов коров, они поставляют нам по 100 тонн в сутки каждый. Но есть и «малыши» — фермеры, у которых по две-три коровы. Мы помогаем им как можем: например, покупаем для них те самые охладители, а иногда и новых животных. На такие маленькие хозяйства регулярно выезжают наши технологи, ветеринары. Они следят за состоянием и коров и качеством молока.
— Зачем вам это?
— Как сейчас говорят, — социальная ответственность бизнеса. Мелким фермерам не хватает грантов, которые дает государство. Плюс, так мы выстраиваем доверительные отношения, работаем на имидж.
В пункте приема, в небольшой комнате за стеклом перед мониторами компьютеров сидят два человека. Спрашиваем, чем они занимаются.
— Это операторы, они следят за откачкой молока и с помощью автоматики определяют в молоке процент жира и белка. От этих показателей зависит, для изготовления какого продукта будет использовано сырье. Из более жирного мы сделаем масло, а из того, в котором больше белка, — творог.
— Ваши сотрудники местные?
— Почти все они из ближайших станиц и других населенных пунктов. Есть основной костяк, плюс студенты из местного молочно-технического техникума. Это учебное заведение хотели закрыть, нам буквально пришлось его спасать. Студенты помогают весной и летом, когда из-за сезонного роста производства нужен дополнительный персонал. В «сезон» у нас на 30 процентов больше заказов. За последние лет десять из-за автоматизации производства число работников сократилось, но полностью от ручного труда мы отказываться не собираемся. Это уже вопрос сохранения рабочих мест и, опять же, социальная ответственность. На комбинате мы стараемся сохранить старые традиции, например, у нас есть доска почета с передовиками производства. Раньше лучших сотрудников мы отправляли в санаторий, а теперь просто выдаем сертификат на 30 тысяч рублей, и человек сам решает, на что тратить деньги.