Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь
«Качество жизни. Проекты, меняющие города» — так звучала основная тема урбанистического форума «Moscow Urban Forum 2019», состоявшегося в июле в концертном зале «Зарядье». Докладчики — российские и зарубежные — рассказывали о планах развития транспорта, жилых кварталов, общественных пространств, технопарков, организации вывоза и переработки мусора, внедрении цифровых технологий. И не только о планах, но и о том, что уже воплощено в жизнь — в Москве, Сингапуре, Нью-Йорке, Вене, Париже и других городах мира.
Московские эксперты основное внимание уделили транспортной системе столицы. Устойчивая тенденция последних лет — развитие общественного транспорта, электро- и микротранспорта, беспилотников, увеличение пешеходной зоны, создание больших пересадочных транспортных узлов, которые должны сократить время на поездки по городу, сделать их более комфортными для пассажиров. Все эти меры, по замыслу городских властей, должны уменьшить в мегаполисе число автомобилей, а значит транспортных пробок, и заодно улучшить экологическую ситуацию благодаря сокращению выбросов выхлопных газов.
Тенденции городской мобильности: электрификация, шеринг, микротранспорт
Во многих мегаполисах мира приняты программы приоритетного развития общественного транспорта. Например, в Лондоне к 2040 году 80% перемещений должны будут совершаться на городском транспорте, велосипедах или пешком. Несмотря на усилия, пока что большинство городов сталкиваются с растущей загруженностью дорог. По данным компании «TomTom», которые привёл Франсуа-Жозеф ван Оденхов, руководитель Лаборатории мобильности будущего в компании «Arthur D. Little», в Европе каждый год загруженность дорог растёт на 1,2%. Автомобильные выхлопы ухудшают качество воздуха в городах, и для многих мегаполисов смог — частое явление.
Реально ли улучшить экологическую ситуацию на городских улицах с помощью электротранспорта? Москва — один из городов-лидеров по числу электробусов: на 1 июля 2019 года в парке Мосгортранса числилось 166 единиц этого вида транспорта, для их эксплуатации установлены 63 зарядные станции. До конца года столица закупит ещё 300 машин и введёт 98 зарядных станций. Постепенно электробусы должны полностью вытеснить дизельные автобусы: с 2021 года город станет обновлять автобусный парк только за счёт электрического транспорта, который будут покупать по 800—1000 штук в год.
В последние годы взрывным образом растёт популярность микротранспорта, в частности электровелосипедов и электросамокатов. Сразу трое экспертов — Александр Левальд из Австрии, Оливер Лах из Германии и Ассаф Бидерман из США — отметили, что при поездках на короткие расстояния микротранспорт эффективнее автомобиля, даже если автомобиль используется в режиме карпулинга (совместной поездки с попутчиками, найденными через онлайн-сервис). В Германии уже в 60 городах действуют сервисы по шерингу электросамокатов. И хотя такие сервисы часто сталкиваются с проблемами, вроде неожиданной разрядки аккумулятора или поломки самоката из-за не всегда аккуратного обращения, сервисы по шерингу микротранспорта развиваются, поскольку спрос на микромобильность как услугу огромен.
Более традиционным вариантом снижения загруженности дорог считается каршеринг. Как рассказал Мухит Сейдахметов, генеральный директор компании «Делимобиль», сегодня каршеринг есть в 14 российских городах, им пользуются 2,5 млн человек. В Москве насчитывается 24 тысячи каршеринговых автомобилей, на каждом из которых совершают ежедневно 8—10 поездок. То есть один такой автомобиль заменяет несколько «обычных» авто — разгружаются парковки, экономится время. Однако, по социологическим данным, которые привёл Артур Шахбазян, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, многие клиенты каршеринга — люди, которые ранее пользовались преимущественно общественным транспортом. Так что пока неочевидно, что каршеринг будет способствовать быстрому снижению количества личных автомобилей.