Продукты, которые нас разоряют: как авокадо и матча поработили наши кошельки
Мы не уверены, может ли голубая матча, безглютеновый хлеб и растительное молоко продлить нашу жизнь, но знаем точно, как потребители снова и снова становятся жертвами пропаганды и агрессивного маркетинга. Forbes Life решил разобраться, какие продукты нас разоряют и кто за этим стоит.
Модная упаковка, «чистый» состав и тренд на осознанное потребление — то, что заставляет потребителя выбирать стенд здорового питания, упаковки с пометками SugarFree, GlutenFree. Культура питания и фуд-индустрия повидали многое: была и зеленая революция, и тенденция на полуфабрикаты, и фастфуд. Мода на нездоровую еду порождала моду на здоровую — тут и вегетарианство, и тренд на все органическое и фермерское, сыроедение, детоксы, доходило и до голода. Когда-то продукты, насыщенные жирами убивали нас, а сейчас каждая девушка, следящая за своей фигурой, добавляет ложку сливочного масла в кофе. Сахар стал врагом номер один, а яйца и орехи, которые были источником плохого холестерина, теперь называются суперфудами.
«Люди узнали, что диетические рекомендации меняются. Из-за этого люди стали скептиками», — подчеркивает международный эксперт по тенденциям в питании Джулиан Меллентин.
Авокадо
Начало 80-х породило знаковое направление — антижировая компания. Министерство сельского хозяйства США (USDA) выпустило диетические принципы, а институты здравоохранения призывали американцев сократить потребление холестерина. В том же году правительство потратило $150 млн на исследование, результаты которого показали, что потребление жиров увеличивает риск сердечного приступа. В своей статье для Time Брайан Уэлш пишет, что ученые ошиблись, когда объявили жир врагом номер один.
Но самым масштабным примером экстремального маркетинга и основных сдвигов в представлениях о питании связано с авокадо.
История о том, как авокадо превратилось из малоизвестной аллигаторовой груши на Западном побережье в самый продаваемый фрукт, связана с многолетней работой команды PR-компании Hill & Knowlton, задачами которого было поставить авокадо на карту, увеличить продажи и распространить продукт по миру. Проблем на пути было много: производители не могли представить, как продавать продукт с неаппетитным названием «аллигаторовая груша», как заставить людей есть не сладкий фрукт со скользкой текстурой, с чем и когда его есть.
Вопросы решались по мере поступления. Аллигаторовую грушу решили переименовать во что-то попроще — «Авокадо». В то же время появились диетологи, одержимые идеей включения в питание большое количество правильных жиров. В мире правильного питания появились новые тренды: кето- и палео- диеты, пеган (гибрид между палео и вегана). Кетодиета подразумевает низкоуглеводное питание с преимуществом жиров и умеренным содержанием белков в рационе. Полезные жиры никогда не были так востребованы, как сейчас.
Очевидно, что все усилия компаний не прошли даром.
Авокадо недавно занял первое место в американских корзинах с фруктами. В 1990-х годах средний американец съедал около 2,2 кг фрукта, а в 2012 году продажи авокадо увеличились в пять раз. Для сравнения, в те же сроки потребление свежих яблок сократилось на 0,2 кг. Как это получилось? Посмотрите в мультике Юные Титаны Вперед.
Фанаты здорового питания стали открывать одноименные кафе и рестораны, посвященные авокадо, активно выпускается и продается сувенирная продукция, одежда и предметы интерьера с изображением зеленого фрукта с коричневым «пузом». Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пестрит фотографиями полюбившегося многим завтрака: тост с авокадо, семгой и яйцом пашот. Фуд-тренд побывал уже в рецептах всех блюд: начиная от напитков заканчивая десертами.
У авокадо небезосновательный имидж наиполезнейшего продукта. В нем много витаминов, клетчатки, совсем нет сахара и много хорошего жира. Однако не все так прозрачно, как могло показаться. Не все йогурты — ой простите — жиры одинаковы полезны. «Потребление слишком большого количества плода может привести к лишнему весу из-за содержания жира в авокадо, пусть и ненасыщенного», — сказала диетолог из Сан-Диего Лара Флорес в интервью порталу LiveScience. Авторы портала Stylecraze утверждают, что потребление этого фрукта может быть небезопасно для молодых матерей. А людям с так называемыми латентными аллергиями вообще стоит держатся от зеленого плода подальше, к этому призывает клиника Mayo!