«Милые и отзывчивые». Почему большинство виртуальных помощников — женского пола
Самые известные голосовые помощники в мире — Siri, Alexa, Алиса — имеют женские голоса и имена. Женскими личностями в основном наделяют чат-ботов в банках и госучреждениях. Что это — реальная производственная необходимость или поддержание гендерных стереотипов?
В марте американский Forbes изучил практику десяти крупнейших по объему активов европейских банков и выяснил, что по меньшей мере три из них, HSBC, Deutsche Bank, ING используют чат-ботов с женскими именами на сайтах и в приложениях. Автор статьи в американском издании подчеркивала, что женские чат-боты широко распространены за пределами Европы и банковской сферы, и задавалась вопросом: означает ли это, что в глазах бизнеса именно женщины должны выполнять низкоквалифицированную работу, быть «понимающими» и «отзывчивыми»?
Мы и мои коллеги давно создаем ботов для клиентов из совершенно разных сфер. По нашим наблюдениям, женщин-ботов заказывают не все, но, действительно, многие. Похоже, что на волне феминизации известных голосовых помощников и навигаторов у клиента складывается четкое ощущение, что бот-помощник — по умолчанию женщина. Но почему?
Так уж вышло, что самые известные боты-голосовые помощники сегодня — Siri, Alexa, Алиса, Cortana — носят женские имена и говорят приятными женскими голосами. Ученые отвергают обвинения в сексизме и сексуализации digital-помощников. Клиффорд Насс, профессор по вопросам коммуникации из Стэнфордского университета, объясняет всё просто: «Найти женский голос, который будет приятен всем, намного легче, чем найти такой же благозвучный мужской голос». По словам Насса, согласно исследованиям, женский голос ассоциируется с голосом матери, его приятнее слушать, а значит, и легче усваивать информацию и довериться. Кроме того, мама плохого не посоветует.
Хорошо, с голосовыми понятно, а что с текстовыми чат-ботами? Тут дело уже не в женском голосе, а в задачах и сфере деятельности чат-бота. Например, каким он будет для банка? Усреднённый образ рядового консультанта в банке — девушка, которая вежлива, готова помочь и подсказать. Задача бота: максимально автоматизировать работу «живого» консультанта. Поэтому бот банка — тоже девушка. Для пользователя так привычнее.
У бота нет имени
Всегда ли боту нужна личность? Вопрос не совсем правильный. Даже если мы не определим пол, большинство пользователей додумают сами.
В детстве мы даем имена игрушкам, наделяем их гендером, даже если он не очевиден. Психологически люди имеют большую склонность к одушевлению неживых предметов, поэтому даже если ваш чат-бот не имеет имени и вообще состоит из пары кнопок, люди, взаимодействующие с ним, всё равно могут неосознанно присвоить ему личность.
Например, Kip, виртуальный платежный ассистент в мессенджерах Slack and Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), изначально планировался как гендерно-нейтральный персонаж, чтобы как раз обойти щепетильный гендерный вопрос. Разработчики решили выбрать животное и сузили круг до медвежонка, пингвина, кролика и лягушки. Но на этапе тестирования поняли, что всё не так просто — в зависимости от животного, люди ассоциировали ассистента с определенным полом: медведи — мальчики, зайчики — девочки. Выбор остановился на пингвиненке голубого цвета, потому что синий — цвет технологий.
И все же, всегда ли разработчик обязан наделять бота личностью? Мы думаем, что нет.