Ходы записаны: как советская программа победила на чемпионате по шахматам и к чему это привело
Ровно 50 лет назад, 8 августа 1974 года, в Стокгольме завершился первый в истории чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Победу на соревнованиях одержала «Каисса» — программа советских ученых-пионеров в области искусственного интеллекта, которая обыграла не только стэнфордскую Chess 4, но и разработки других стран. «Правила жизни» разбираются, как шахматы повлияли на развитие машинного разума в СССР и зачем программисты обучили компьютеры играть в игры, в которые играют люди.
Стокгольмский триумф
Вечером в четверг, 8 августа 1974 года, представители из восьми стран мира собрались в одном из лучших отелей Стокгольма, Birger Jarl, чтобы сыграть заключительную партию в международном чемпионате по шахматам и наградить победителя. Как и в случае с любым шахматным турниром, в зале царило напряжение и волнение. Но кое-что выбивалось из привычного для шахматистов формата: за столами сидели не гроссмейстеры, а ученые-информатики, а в зале стоял дикий шум.
Причин шума было несколько. Прежде всего отпечаток накладывал уровень развития вычислительной техники 1970-х годов. Привезти в Швецию 13 мэйнфреймов (гигантских вычислительных машин —предшественников современных компьютеров) не представлялось возможным. Запустить программы на технике, которая имелась в Швеции, тоже удалось не всем. Было решено предоставить ряду команд возможность использовать оборудование в собственных странах и передавать информацию о ходах по телефону. А поскольку связь оставляла желать лучшего, авторам программ ничего не оставалось, кроме как кричать в трубки.
«Пока программы думали над ходами, их авторы проводили весьма специфическую научную конференцию, ведь для многих это была первая встреча группы людей, подружившихся потом на долгие годы», — вспоминал позже ученый Михаил Донской, который представлял в Стокгольме советскую программу «Каисса». Именно она одержит победу по итогам четырех дней борьбы с разработками из США, Канады, Великобритании и других стран Европы. Последнюю партию «Каисса» выиграет с идеальным счетом 4:0.
Что было раньше
«Каисса» не первая советская программа в сфере компьютерных шахмат. По словам начальника управления экспериментальных систем машинного обучения департамента общих сервисов «Салют» Сбербанка Сергея Маркова, первые исследования в этих областях начались еще в 1940–1950-е годы, а к середине 1960-х годов СССР стал одним из признанных центров развития вычислительных технологий.
Например, в 1965 году в III Всесоюзном совещании по автоматическому управлению (технической кибернетике), несмотря на разгар холодной войны, участвовала весьма представительная делегация западных инженеров и ученых: от Уинстона Нельсона из Bell Labs до «отца ИИ» Джона Маккарти. Зарубежная делегация посетила Киев, где встретилась с академиком Глушковым и профессором Ивахненко — пионером глубоких нейронных сетей, а также с директором Киевского института автоматики Борисом Тимофеевым. Потом переместилась в Тбилиси, где грузинские ученые продемонстрировали американцам экспериментальную систему, способную распознавать произносимые вслух цифры, и робота с голосовым управлением. Затем нанесла визиты в Баку, Минск, Ленинград, Москву.
Спустя три года Джон Маккарти посетит Академгородок в Новосибирске, где проведет два месяца в качестве сотрудника Вычислительного центра. За время поездки Маккарти познакомится с известным математиком, «отцом» советского шахматного программирования Александром Кронродом.
Как рассказал «Правилам жизни» доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор по науке Smart Engines Владимир Арлазаров, непосредственно участвовавший в разработке «Каиссы», именно Александр Кронрод, который тогда возглавлял лабораторию в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), дал старт работе над шахматными программами. Первую готовую программу группа ученых, работавших под его руководством, представила в 1967 году. Тогда-то Маккарти и узнал о советских усилиях в области шахматного программирования. Тогда же и родилась идея об организации первого международного матча: программа ИТЭФ против детища Маккарти.
Матч между программой ИТЭФ и американской программой, разработанной в Стэнфордском университете под началом Джона Маккарти, состоялся в 1967 году. Поскольку советские ученые могли заниматься шахматами лишь по ночам (в дневное время машины решали задачи для физиков), а результаты в то время передавались по телеграфу, матч из четырех партий растянулся почти на год. В конце концов советская программа победила американскую. И хотя эта победа имела чисто научное значение, она дала зеленый свет дальнейшим разработкам.
По сути, «Каисса» родилась как раз на базе программы ИТЭФ. Правда, создавали ее уже в другой лаборатории — в Институте проблем управления (ИПУ). Перейдя туда, ученые столкнулись с новой вычислительной машиной — английским аналогом IBM-360. Она была мощнее той, на которой специалисты работали в ИТЭФ, поэтому они начали переписывать свои шахматные наработки с учетом новых возможностей. Так к 1971 году появилась новая программа, которую позже назовут «Каиссой».