Наличники (или шоу «Окна»)
Кто ты, о чем мечтаешь, чего боишься — все это раньше можно было поведать миру самым необычным способом, вырезав на своем окне. Учимся понимать загадочный язык русских наличников
Русскую избу не спутаешь с любым другим домом. А все благодаря наличникам — ажурным накладным украшениям, обрамляющим окна. И слово-то какое — наличник, от «накладывать на лик» — почти косметика для дома. Сегодня настоящие избы стали раритетом, в деревнях и небольших провинциальных городах они доживают свой век, разрушаясь и приходя в ветхость. И только благодаря энтузиазму некоторых любителей старины, реставрирующих наличники и возвращающих им первоначальный вид, мы можем судить о том, как выглядело это русское чудо.
Более того, многие вдруг осознали, каким сокровищем мы обладаем, и стали собирать фотографии наличников, обмениваться редкими находками и создавать тематические сообщества в Интернете. Фотограф Иван Хафизов еще в 90-е начал снимать наличники по всей России и собрал огромную коллекцию, которая легла в основу Виртуального музея резных наличников. Но ценность этих шедевров деревянного зодчества состоит не только в красоте и неповторимости узора. Каждый наличник — это целая система знаков и символов. По ним можно многое узнать о хозяине дома: чем он занимался, чего боялся, о чем мечтал. Крестьянин, проходя по незнакомой деревне, читал наличники как вывески — и многое для него не было тайной. Попробуем и мы научиться расшифровывать эти деревянные ребусы.
В каждой избушке свои погремушки наличники, которые могут многое рассказать без слов. Особенно если уметь «считывать» народное творчество
Всё началось со щелей
Почему резные наличники получили такое распространение именно в России? Тому есть как минимум две причины.
Первая — сугубо практическая: элементарное желание сохранить в доме тепло. В раннем Средневековье больших окон в избах вообще не было. Когда главная задача холодной зимой — согреться, а для этого есть только дорогие дрова и коптящая печь, которая топится по-черному, идея резать в стенах огромные дыры казалась безумием. Вместо окон были проемы под самой крышей — просто выпиливали прямоугольный кусок шириной в одно бревно. Проем закрывали деревянной задвижкой, которую время от времени отодвигали для проветривания. Со временем изба расширялась и совершенствовалась. И появились окна — пусть небольшие, но уже почти квадратные. Чем их только не закрывали — слюдой, бычьими пузырями, тонким холстом и т. п. Не стекло, конечно, но в доме стало гораздо светлее. Одна беда — сквозь щели между стеной и окном постоянно дуло. Решение нашлось почти сразу — наличники. То есть сначала это были просто доски, которыми закрывали щели от сквозняка.