Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать
Карманные деньги не замена заботы и внимания, а способ научить детей финансовой грамотности: умению зарабатывать, копить и расходовать средства. Разбираемся в нюансам вместе с экспертами
Сколько карманных денег давать детям в зависимости от возраста и каких ошибок важно избегать?
Материал прокомментировали:
- Александра Бугаева, детский психолог, специалист психологической платформы Alter;
- Александра Меньшикова, клинический психолог, кандидат психологических наук;
- Кирилл Савин, директор по правовым вопросам «СберНПФ».
Карманные деньги: за и против
По мере взросления ребенок берет на себя больше ответственности за решения и действия. Если дошкольник заходит в магазины только со взрослыми, то подростку уже хочется самостоятельно делать покупки, а не просить мелкие суммы, объясняя, на что он собирается их потратить.
Некоторые родители не считают нужным давать детям карманные деньги, аргументируя это тем, что ребенок не осознает, как их зарабатывать. Взрослые предполагают, что он потратит деньги на ненужные, а порой и вредные покупки — чипсы, сладости. Сторонники выдачи карманных денег как «заработка» за выполненную работу переживают, что таким образом приучат ребенка требовать оплату за обычные домашние обязанности вроде уборки своей комнаты или выгула собаки. Отдельный момент — гиперконтроль со стороны родителей, которые хотят знать о каждом шаге своего чада, поэтому предпочитают выполнять его запросы самостоятельно.
Эти и многие другие переживания могут быть естественными ввиду тревожности родителей, желания оградить ребенка от проблем. Но важно помнить, что дети вырастут, и им придется самостоятельно жить в этом мире, распоряжаясь личным временем, своей безопасностью и финансами. Можно до совершеннолетия водить ребенка за руку и выбирать ему друзей, но потом ему будет сложнее самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с социумом. То же — с деньгами.
Сторонники карманных денег аргументируют свою точку зрения желанием научить ребенка ставить цели. Чем раньше он начнет изучать финансы, тем проще будет понять цену деньгам, копить и тратить их с умом. Школьнику нужны средства на ежедневные бытовые расходы: питание, проезд, канцелярию, а запросы подростка еще шире — сходить в кино или купить подарок другу на день рождения. При грамотном подходе ребенок сможет планировать бюджет, приобретать нужные вещи и ставить более глобальные цели без инфантильного «мама, купи!».
Сколько денег давать на карманные расходы
Это сугубо индивидуальный вопрос, который зависит от дохода семьи, окружения и даже места жительства. Поговорите с ребенком о его желаниях и потребностях, учтите обязательные ежедневные траты. Одно дело, если это школьник, которого вы отводите на занятия и забираете домой, другое — когда ребенок старшего возраста самостоятельно ездит на курсы в другой конец города. Узнайте, на что ему хотелось бы тратить деньги. Например, если это ежедневный перекус по дороге, то сколько он будет стоить.
Кирилл Савин, директор по правовым вопросам «СберНПФ», уточняет, что, согласно российскому законодательству, родители не обязаны давать детям карманные деньги: «Если они все-таки решат это делать, то сумму и частоту пополнения детского бюджета могут устанавливать по своему усмотрению. Однако с точки зрения освоения базовых финансовых навыков опыт обращения с карманными деньгами, безусловно, очень полезен».
Начать следует с небольшой суммы, например, от 100 руб. в неделю, а по прошествии времени обсудить и решить, стоит ли ее увеличить. Конечно, это работает, когда вы учите финансовой грамотности с младшего возраста; для подростка с активной социальной жизнью эта сумма должна быть больше.
Со скольки лет давать карманные деньги ребенку
Согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ, дети с шести лет могут совершать мелкие сделки, например, купить мороженое или хлеб по поручению родителей. Но помимо юридической стороны, чрезвычайно важна психологическая. Финансовая грамотность — еще и неотъемлемая часть сепарации, выстраивания своей жизни без контроля родителей. В идеале этот процесс проходит постепенно: от фразы ребенка «я сам» до совершеннолетия и возможности жить самостоятельно.
Александра Бугаева, детский психолог, специалист психологической платформы Alter
«Самостоятельность сопровождает процесс сепарации в любом возрасте. Сепарация — это стремление отделиться от родителей.
- При рождении человек становится отдельным в биологическом смысле. На данном этапе младенцу нужно удовлетворить жизненно важные потребности, быть в безопасности.
- В возрасте от года до трех лет ребенку важно чувствовать, что он что-то умеет делать сам: ходить, есть, одеваться. Здесь проявляется потребность ребенка — быть уверенным в своих силах. Когда он начинает ходить, то отделяется от родителей физически, в три года — сепарируется эмоционально и чувствует себя отдельной личностью. Ощущение уверенности он получает через родителей. Если мама с папой не дают и шагу ступить, то ребенок начинает чувствовать себя неприспособленным, у него появляются сомнения в себе и патологический стыд.
- Чем старше ребенок, тем сильнее он нуждается в самостоятельности. Примерно с трех лет сепарация выглядит как процесс выстраивания человеком своих психологических границ. С трех до пяти лет основная потребность ребенка — исследование окружающего мира. Здесь самостоятельность нужна, чтобы проявлять инициативу и активность в общении.