Александр Чернокульский: « У климатологов на будущее есть еще и план «Б»
Что станет с климатом через 30 лет и к каким изменениям нужно быть готовым? Об этом в интервью «РБК Трендам» рассказал старший научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Чернокульский

Что приближает нас к тропикам, а Техас — к Арктике
РБК Что произойдет с планетой через 30 лет?
А. Ч. В ближайшие 30 лет мир не сможет слезть с углеводородной иглы. Возможно, к концу столетия и снизится добыча нефти, но в ближайшее время структура энергетики сохранится. К середине века глобальная температура точно поднимется на 1,5–1,7 градуса относительно доиндустриального уровня (то есть еще примерно полградуса относительно сегодняшней температуры).
Уровень моря продолжит повышаться. Сейчас он растет на 4 мм в год, а станет — на 5 мм. То есть к середине века он повысится еще на 12–15 см. Усилятся экстремальные осадки в тех местах, где их традиционно много. Повысится режим засушливости и пожароопасности в Средиземноморском регионе, Калифорнии и Австралии. Большая часть ледников сохранится, но некоторые могут исчезнуть — например, часть ледников в Альпах.
РБК На какие регионы климатические изменения повлияют больше всего?
А. Ч. На многие регионы планеты. Например, прошлым летом в Англии температура достигла 40 градусов, в июле этого года на юге Италии — почти 50 градусов. Кроме того, усиливается жара в Индии и Пакистане. В Восточной Азии растет интенсивность осадков.
В России ослабевают зимние морозы, продолжает таять вечная мерзлота, особенно заметные изменения происходят на южной границе сплошной мерзлоты. До 50% промышленных предприятий и до 70% жилых объектов, которые находятся на мерзлоте, окажутся под высоким риском к середине века: это объекты в ХМАО, ЯНАО, Красноярском крае (в том числе в Норильском районе), Якутии, на Чукотке.
А вот повышение уровня моря для России не столь критично, как для крупных городов Азии, Африки и Европы. В России это заметно для арктического побережья: здесь более высокие волны бьют о берег, берег сложен из тающей мерзлоты. В итоге наблюдается сильная береговая эрозия, волны буквально размывают сушу, и мы теряем каждый год квадратные километры территории. Так что в ближайшие 30 лет береговая линия нашей страны изменится.
РБК Приблизимся ли мы к экстремальным температурам в жарких регионах?
А. Ч. Сейчас учащаются блокирующие антициклоны. В одних районах может быть жарко, а в других — холодно. Потепление не исключает случаев, когда далеко на юг проникает холодный арктический воздух. Например, в феврале 2021 года в Техасе (США) замерзли многие объекты энергетики, в том числе нефтяные скважины, ветряные электростанции. Но это зимой, а в летнее время в таких антициклонах может быть очень жарко, как было в Москве в 2010 году. В отдельные дни в новом климате в России может устанавливаться температура, как в тропических странах.
Тут еще одна особенность, приближающая нас к тропикам: меняется характер осадков — учащаются ливни, что приводит к наводнениям. И что интересно: увеличивается продолжительность как дождливого периода, так и бездождевого. Параллельно учащается число ударов молний — в итоге лесных пожаров становится больше. Задымление крупных городов, как в Москве в том же 2010 году, — то, что нам грозит, если мы не примем меры. Правда, надо помнить, что молнии — причина появления пожаров лишь в 10–15% случаев, а остальное — это человеческий фактор. Если в ближайшие 30 лет люди поймут, что выбрасывать горящие спички в лесу нельзя, пал (выжигание) травы устраивать не надо, то и пожаров станет намного меньше.
Сценарии катастроф в кино и в жизни
РБК Насколько реальны сценарии фильмов-катастроф про суперштормы, торнадо и разрушительные землетрясения, вызванные деятельностью человека?