«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историйЗнаменитости

Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Он никогда не разрешал мне говорить, что он великий или выдающийся актер. Не позволял мне использовать в отношении него подобные эпитеты, ужасно злился. Владимир Абрамович говорил: «Ты не имеешь права так говорить обо мне, ты моя жена». На что я ему всегда отвечала: «Ну, как жена не имею права, а как зритель — имею!»

— Елена, летом в Геленджике установят необычную скульптурную композицию: на лавочке сидят, повернувшись друг к другу, Владимир Этуш и Василий Лановой. О чем они беседуют?

— А о чем могут говорить два легендарных актера, деливших в течение 66 лет (только вдумайтесь, это ведь дольше, чем мы с вами живем!) одну гримерку в родном для обоих Театре имени Вахтангова?!

— Надо же! Стало быть, они были друзьями?

— Ну нет, так, пожалуй, сказать нельзя.

— Признаюсь, я слышал мнение, что в театре вообще никто ни с кем не дружит.

— Мне сложно судить, насколько оно верно, ведь сама я никогда не была актрисой. Но, как правило, в жизни у актеров действительно совсем другой круг общения.

— Хорошо, в таком случае, как можно определить отношения Этуша и Ланового?

— Знаете, Владимир Абрамович очень любил слово «товарищ». Вот они с Василием Семеновичем были товарищами, я бы так ответила на ваш вопрос. Их отношения можно назвать театральным дружеством. И такое дружество вообще присуще Театру Вахтангова.

Владимир Этуш и Василий Лановой. Фото: из архива Е. Этуш

— То есть их общение шло исключительно в стенах театра?

— Нет, когда они были молодыми, то вместе отдыхали. В нашем альбоме много фотографий, где Владимир Абрамович и Василий Семенович вместе — то в подмосковном доме отдыха, то у моря... Просто потом, когда они повзрослели, обзавелись семьями, на совместные встречи, надо думать, не всегда находилось свободное время.

Оба они, кстати, очень любили Геленджик. Принимали участие в общественных мероприятиях, которые устраивали местные власти. В городе даже есть «Аллея звезд», где заложены звезды Владимира Абрамовича и Василия Семеновича. Наше с Владимиром Абрамовичем знакомство с Геленджиком началось, в частности, с проходившего там в свое время фестиваля «Южные ночи», где он ежегодно входил в состав участников. А с 2003 года по 2018-й мы каждое лето в августе непременно в течение трех недель отдыхали в одном из санаториев Геленджика. Словом, ничего удивительного, что руководство города одобрило идею установить там ту самую скульптурную композицию, посвященную двум великим актерам (теперь-то, наверное, мне можно так говорить).

— Почему Этуша так влекло именно в этот южный город? Что вообще для него означало отдыхать?

— Владимир Абрамович всегда говорил: «Геленджик — это лучшее место для отдыха!», и каждый раз мы с огромным удовольствием туда ездили. Там нереально красивая набережная протяженностью 14 километров, великолепное санаторно-курортное лечение, чудесно оборудованные пляжи.

Специально, кстати, мы никогда не загорали, приходя на пляж, старались всякий раз скрыться от жгучего солнца под навесом. Брали с собой электронные книги, каждый свою, и читали. Владимир Абрамович любил читать на отдыхе и исторические книги, и серьезные политические детективы, да и авантюрные романы, например роман Сидни Шелдона «Интриганка».

К Владимиру Абрамовичу загар — ровный, красивый — приставал мгновенно. Буквально через несколько дней он становился бронзовым, как статуя. Аж позавидуешь! После отдыха в Геленджике он всегда приезжал бодрым и веселым.

— Кого еще из коллег-актеров, кроме Ланового, Владимир Абрамович считал своими товарищами?

— Всех не перечислить. Например, Машу Аронову, Олю Тумайкину, Олега Макарова, Павла Любимцева, Юрия Васильевича Яковлева, Юлию Константиновну Борисову, Ирину Петровну Купченко, с которой у Владимира Абрамовича, к слову, была одна постоянная «гастрольная» шутка.

Василий Лановой, Владимир Шлезингер, Юрий Яковлев и Владимир Этуш. Фото: из архива Е. Этуш

— Какая?

— Родилась шутка так. Идем мы как-то все вместе, Ирина Петровна рассказывает что-то чрезвычайно интересное. Владимир Абрамович внимательно слушает, слушает и вдруг спрашивает: «Ирочка, откуда ты все это знаешь?» А она ему, смеясь, отвечает: «Владимир Абрамович, поживите с мое!» Вот с тех пор эта шутка нередко звучала во время наших встреч. Знаете, я заметила одну вещь: люди, их человеческие качества очень проявляются во время гастролей — хотя бы потому, что вы немало времени проводите вместе. В автобусе вместе, в поезде вместе, после спектакля обязательно совместный ужин, вновь, стало быть, вместе. И там быстро понимаешь, с кем тебе комфортно, а с кем нет. Так вот, сколько мы ни ездили на гастроли, всегда так получалось, что со всеми людьми, кто нас окружал, нам было невероятно комфортно.

Я всегда очень любила гастроли. С ними, кстати, связана еще одна интересная история, которая имеет отношение к Ирине Петровне Купченко. То были первые в моей жизни гастроли. В 2003 году вместе с Владимиром Абрамовичем я отправилась в Японию, где показывали «Гамлета» Петера Штайна.

Это, надо сказать, были большие и непростые гастроли: в течение 18 дней нужно было сыграть 12 спектаклей. Помню, Владимир Абрамович незадолго до отъезда как-то напрягся и сказал: «Не хочу, не поеду так далеко». Узнав об этом, организаторы расстроились, а потом предложили ему: «Пусть Лена поедет с вами». Тогда он согласился. Полет до Японии долгий, но только народным артистам были положены в самолете места в бизнес-классе. И вот чтобы во время того длительного полета я все время находилась рядом с Владимиром Абрамовичем, Ирина Петровна уступила мне свое место в бизнес-классе. Меня это тогда очень впечатлило.

— Здорово, что и говорить, по-товарищески! Елена, а не кажется ли вам, что среди актеров не может быть дружбы лишь потому, что этой творческой профессии, как, быть может, никакой другой, свойственно чувство зависти?

— Не знаю, чего завидовать-то самодостаточному артисту? Во всяком случае, Владимир Абрамович всегда только радовался успехам коллег.

— Дайте пример.

— Когда, допустим, он первый раз увидел фильм «Приходи на меня посмотреть», то был просто поражен, и, сколько бы раз эту картину ни показывали, он все время ее смотрел. Говорил: «Какие же потрясающие актерские работы!», имея в виду игру всех: и Екатерины Васильевой, и Ирины Купченко, и Олега Янковского, и Натальи Щукиной. Владимиру Абрамовичу также нравился, например, фильм «Бумер», и именно актерскими работами Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Сергея Горобченко, Максима Коновалова. Он говорил, что ребята чрезвычайно органичны.

Театр имени Вахтангова, 1969 год. Фото: из архива Театра имени Евгения Вахтангова

— «Бумер» — это уже иное поколение. Интересно, Владимир Абрамович проводил некое деление на старую актерскую школу и новую?

— Нет-нет, такого не было. Деление актеров у него шло исключительно по принципу «профессионально — непрофессионально», «органично — неорганично», «хорошая работа — плохая».

— Ваши слова, что Владимир Абрамович никому не завидовал, подтверждает история: когда Михаилу Ульянову дали народного артиста СССР, то Этуш был первым, кто сообщил ему о столь радостной новости. При этом совершенно непонятно, почему в скульптурной композиции, установленной у Театра имени Вахтангова на Арбате, стоят Этуш, Лановой и Яковлев. Где Ульянов? Почему среди них нет еще одного великого актера этого театра — Михаила Ульянова?

— Все очень просто. Тут нет никакой интриги или злого умысла. Дело в том, что скульптурную композицию на Арбате сделали по мотивам одной известной фотографии, которая понравилась нашему замечательному директору Театра имени Вахтангова Кириллу Игоревичу Кроку, и именно у него родилась идея создания этой скульптуры. По его инициативе и установили скульптурную композицию возле театра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь» Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь»

«Как актер в кино и театре я всегда создаю образ другого человека, персонажа»

Караван историй
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Сказке конец Сказке конец

Как порой из-за одной нелепой мелочи рушатся крепкие отношения с близкими людьми

Лиза
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Круто бланшированный детектив Круто бланшированный детектив

«Месье Спейд»: спин-офф «Мальтийского сокола» с Клайвом Оуэном

Weekend
«Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё» «Я дикий старовер. Я привыкаю — и всё»

Телеведущий, шоумен и актер Иван Чуйков обожает скорость

OK!
В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям

Как грамотно донести мысль и повысить коммуникативные способности?

СНОБ
Грибы мои снежные Грибы мои снежные

С непривычки странно видеть крепкие, сочные грибы, растущие прямо из снега

Наука и жизнь
Распишитесь, получите. Пошаговая инструкция для тех, кто сталкивается с этим впервые Распишитесь, получите. Пошаговая инструкция для тех, кто сталкивается с этим впервые

Часто наследственные дела появляются неожиданно. Как происходит процедура

Лиза
Спасение явлений Спасение явлений

Как Галилео Галилей стал мучеником науки

Weekend
«Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво «Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво

Неловкости могут показаться унизительными, но исправить их нам вполне по силам

Psychologies
Не только Белка и Стрелка: 5 историй животных, которые побывали в космосе Не только Белка и Стрелка: 5 историй животных, которые побывали в космосе

В эпоху активного освоения космоса на орбиту Земли отправились не только люди

ТехИнсайдер
Место силы Место силы

Двухэтажная квартира в здании бывшей фабрики

SALON-Interior
«На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени «На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени

О романе «На маяк» английской писательницы Вирджинии Вулф

СНОБ
Билет в бизнес-класс Билет в бизнес-класс

Один день за рулем Chery Arrizo 8

Автопилот
Любите друг друга Любите друг друга

Анна Меликян — о том, что роли никогда не приходят случайно

OK!
Полезно ли есть гранолу Полезно ли есть гранолу

В граноле много полезного, но стоит ли часто её есть?

ТехИнсайдер
От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году

Основные тренды, явления и события в области киберугроз

Forbes
Что делать, если пылесос начал неприятно пахнуть: 7 возможных причин и методы их устранения Что делать, если пылесос начал неприятно пахнуть: 7 возможных причин и методы их устранения

Как избавиться от нежелательных запахов, исходящих от вашего пылесоса

ТехИнсайдер
Что посмотреть похожее на «Мастера и Маргариту» Что посмотреть похожее на «Мастера и Маргариту»

Лучшие сериалы и фильмы про демоническое вмешательство в реальную жизнь

Maxim
Какая рабочая температура двигателя считается нормой Какая рабочая температура двигателя считается нормой

Все о рабочей температуре двигателя: что такое, какая норма, неисправности

РБК
«Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии «Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии

Рассказываем о фильме «Командир», а также делимся откровениями жертв теракта

Psychologies
Проявление любви и женской природы: почему нам до сих пор не платят за домашний труд Проявление любви и женской природы: почему нам до сих пор не платят за домашний труд

Почему домработнице и личному повару платят за их работу, домохозяйке — нет?

Forbes
Холст, масло, крик Холст, масло, крик

20 фактов про самую известную картину Эдварда Мунка

Weekend
Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки

Интервью с техно-диджеем Никитой Забелиным

СНОБ
Синдром высокого мака: почему обществу не нравятся люди, которые из него выделяются Синдром высокого мака: почему обществу не нравятся люди, которые из него выделяются

Синдром высокого мака — своеобразный синоним «белой вороне»

ТехИнсайдер
Люди с сидячей работой проводят менее одного часа на ногах — вот чем это чревато Люди с сидячей работой проводят менее одного часа на ногах — вот чем это чревато

Каждый третий удаленный сотрудник стоит всего 10 минут в день, а то и меньше!

ТехИнсайдер
Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением

Потомство ос, оставленное с едой, но без взрослых, погибало чаще

N+1
Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать

Трансформационные игры — просто забава или способ поменять свою жизнь?

VOICE
Открыть в приложении