Из жизни насекомых: каким получился новый сериал «Клипот» про современную золотую молодежь
В конце января на Premier вышел детективный сериал «Клипот», повествующий о злоключениях группы юных революционеров, которые задумали «взять всё и поделить» (слово «клипот» заимствовано из каббалы и обозначает демонические силы, призванные рассеять божественный свет). Егор Шувалов рассказывает, что из этого вышло.
Покровск — затерянный в центральной России городок, который полнится любопытными персонажами. Это или честные и самоотверженные полицейские, или золотая молодежь, занимающаяся подрывом государственного строя: оппозиционные телеграм-каналы, взломы баз данных, мелкое хулиганство, распространение фейков. И все бы ничего, пока бесконтрольные детки не решают взорвать музей.
Из двух сверхлюдей русской литературы в России XXI века охотнее приживается Федор Достоевский. Его маниакальные нигилисты, полоумные студентики так и просятся на экран, чтобы уже нынешние революционеры искали в них себя. Дух Достоевского витает над россиянами последние лет тридцать и осязаем настолько, что даже без указаний в титрах нетрудно догадаться, кому именно зритель обязан увиденным.
Идея экранизировать романы Достоевского, изменив место и время действия, не нова. Одним из первых так поступил Акира Куросава, перенеся князя Мышкина («Идиот») в Японию 50-х годов прошлого столетия. Создатели сериала «Клипот» — режиссер Сергей Арланов, известный главным образом по сериалам СТС, и сценаристы Дмитрий Петровский и Ольга Шведова, — задались похожим вопросом: «Что, если бы бесы из одноименного романа терроризировали российскую провинцию 2020-х?» Но если Куросава не скрывал, что снимает картину по Достоевскому, то в титрах «Клипота» искать инициалы Ф. М. бесполезно. Впрочем, даже не читавший «Бесов» с ходу сообразит, кто здесь Верховенский, Ставрогин, Шатов и Кириллов (получается, что надпись о случайности совпадений, мелькающая в начале серий, немного лукавит).