«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века
«Где встретить любовь?» — вопрос, который волновал наших предков не меньше, чем нас. И если сейчас мы можем установить дейтинговое приложение и уже через пару мэтчей начать непринужденную переписку с незнакомцем с другого конца страны, то в конце XIX века дела с этим обстояли чуть сложнее. По случаю Дня всех влюбленных о том, как сто лет назад люди искали себе пару, рассказывают эксперты IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry.
Колоритные, хитрые, с крутым нравом
На протяжении нескольких веков роль посредника между будущими супругами выполняли свахи, ставшие в России настоящим культурным явлением. Они были совершенно незаменимы, особенно когда главной целью брака была материальная выгода. Свахи знали практически всех в городе, были изобретательны в своих методах, глубоко разбирались в брачных традициях и обычаях, умели войти в доверие и узнать самые интимные подробности жизни клиентов. Помните харизматичную сваху Акулину Гавриловну из «Женитьбы Бальзаминова»? Именно такими они и были — колоритными, хитрыми и с крутым нравом.
Чаще всего к услугам свах прибегали мещанские и купеческие семьи, чтобы организовать для наследника выгодную партию. Представители дворянского сословия обращались к ним чуть реже — предпочитали искать жениха или невесту через своих знакомых и в узком кругу. При этом сватовство всегда предполагало строгие ритуалы — они различались в зависимости от региона и служили гарантией удачного брака, процедура которого также была строго регламентирована.
«До совершения венчания жених должен был письменно или устно сообщить священнику о желании вступить в брак — назвать свое имя и имя невесты, уведомить о "состоянии", то есть рассказать о сословии, чине, звании, если они были, — говорит Дмитрий Кудинов, координатор архивного поиска, эксперт-генеалог IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry. — После уведомления от жениха священник проводил в церкви процедуру оглашения: во время воскресной или праздничной службы объявлял, что такие-то прихожане хотят заключить брак, и уточнял у собравшихся к службе, не известно ли им каких-то препятствий к этому. Таких оглашений проводилось три — в разные дни. Если после последнего оглашения препятствий никто не высказывал, проводился "брачный обыск": в специальную книгу, получаемую из духовной консистории, записывались "персональные данные" жениха и невесты, а также сведения о том, что к заключению брака нет препятствий. Само венчание должно было быть совершено строго в церкви (не дома и даже не в часовне). Как правило, венчались в церкви, прихожанином которой был жених, но существовали региональные традиции, которые предполагали венчание в приходе невесты — это, например, было привычным явлением в Малороссии».
В поисках материальной поддержки и лекарства от одиночества
Однако технологический прогресс и распространение периодики, а также демократизация нравов оказали значительное влияние на брачную традицию и на то, как люди знакомились. Свахи постепенно отошли на второй план, их заменили объявления в печатных изданиях. Первым и самым популярным в Российской империи изданием такого рода стала «Брачная газета». Она выходила на протяжении 12 лет — с 1906 по 1918 год.