Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец

Караван историйИстория

Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец. Ароматы, кремы, пудры и помады легендарной марки дарят иллюзию приобщения к миру роскоши. Неслучайно Герлены были поставщиками едва ли не всех монарших династий Европы.

Ханна Лебовски

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

У истоков любой королевской династии всегда стоит тот, кто добился трона талантом, кровью, потом, харизмой. Именно таким был Герлен-первый — Пьер-Франсуа-Паскаль из городка Абвиля в Пикардии. Рожденный в 1798 году в семье ремесленников, поколениями мастеривших оловянные горшки, мальчик мечтал о другой жизни. И ему удалось победить инерцию предначертанной судьбы, отправившись в Англию. Там он устроился на мыловарню и настолько увлекся новым делом, что выучился на химика и медика. Во Францию Пьер-Франсуа-Паскаль вернулся в 1828 году уже образованным человеком, вскоре основал небольшую фабрику по производству мыла и открыл магазинчик-аптеку в Париже на улице Риволи, 42.

То было время всеобщей англомании, и французы охотно покупали все, на чем лежал отпечаток британского качества. Магазин быстро стал популярным. Герлен торговал общепризнанными лекарствами, а также ароматами и косметикой собственного изобретения, над которыми он колдовал в лаборатории, оборудованной в аптечном подвале.

Источником вдохновения для его первых одеколонов Senteur des Champs («Аромат полей») и Esprit de Fleurs («Дыхание цветов») стали полевые цветы родной Пикардии. Затем Герлену захотелось отдать дань Британии — и на прилавке выстроились Bouquet du Roi d’Angleterre («Букет короля Англии»), Bouquet du Jardin du Roi («Букет королевского сада») и Parfum des Rois («Благоухание королей»). Немногим позже в продажу поступили крем на медвежьем жире и розовый кольдкрем для защиты кожи от холодов, крем с экстрактом улиток и пудра с ароматом лилий.

Покупатели были в восторге. Среди них с каждым днем становилось все больше богатых и знаменитых парижан. Пьер-Франсуа-Паскаль начал делать именные парфюмы — первым заказчиком одеколона имени себя стал Оноре де Бальзак. Герлен сочинял ароматы для вееров, перчаток, рубашек и носовых платков, придумал композиции для ароматизации журнала La Sylphide, le journal des elegances («Сильфида. Журнал элегантности»).

Основатель Дома Guerlain — Пьер-Франсуа-Паскаль. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции портрета Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена

Расширялась и косметическая гамма: появились Crе`me de Concombres («Огуречный крем») и Serkis des Sultanes («Крем султана») для эластичности кожи и защиты от солнца, а вскоре и знаменитый Crе`me a` la Fraise («Клубничный крем»), созданный специально для Сисси — Елизаветы Австрийской. В первый герленовский каталог 1830 года вошли бальзамы для губ, различные пудры, кремы для лица и рук и даже лосьон для депиляции.

В 1842 году магазин переехал на Рю де ла Пэ — улицу Мира, которой предстояло стать центром европейской моды и роскоши. Парфюмерный завод Герлена теперь располагался в парижском пригороде Коломб. Каталог пополнился твердыми и жидкими румянами в фарфоровых баночках, средствами для чистки зубов и подводкой La Pyrommе`e («Тайна огненного взгляда»). Еще недавно подводить глаза позволяли себе только дамы полусвета — аристократки лишь слегка подчеркивали губы и пользовались пудрой. Теперь же (поговаривали, что секрет подводки гаремных наложниц Герлену поведал некий паша) на туалетных столиках многих высокородных модниц появились баночки из слоновой кости с La Pyrommе`e, которую, кстати, Дом Guerlain будет выпускать на протяжении столетия.

В 1853 году парфюмер получает важнейший заказ: император Наполеон III пожелал подарить супруге Евгении одеколон, напоминающий ей об Испании, — она-де тоскует по родине и страдает головными болями. Пьер-Франсуа-Паскаль настолько угодил императрице, что мигрени ее покинули. Евгения заявила, что Eau de Cologne Impеriale («Императорский одеколон») вместил в себя всю Испанию, и попросила августейшего супруга сделать Герлена официальным поставщиком двора.

Императорская чета — в центре. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции картины Э. Жилиса «Наполеон III и императрица Евгения посещают рабочих в опере». Компьенский Дворец, Франция

Поначалу одеколон изготавливали только для императрицы, но позже Наполеон III позволил его продавать, в том числе и за границей: пусть весь мир восхищается совершенством Франции! Флакон украсили золотыми пчелами — это геральдический символ дома Бонапартов. Одеколон Impеriale производится до сих пор в том же самом флаконе, ставшем легендой Дома Guerlain.

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

С тех пор Пьер-Франсуа-Паскаль получал заказы от многих европейских монархов. Среди его клиентов — королева Бельгии и принц Галльский, правительницы Испании, Австрии и Румынии, английская королева Виктория, русский император Александр II и его супруга Мария Александровна.

Поставщик монарших дворов и сам к тому времени стал родоначальником династии. После его смерти в 1864 году «на трон» взошли сразу двое Герленов-вторых — сыновья Габриэль и Эме. Первый взял на себя управление компанией, другой занялся созданием ароматов и спустя годы заслужил звание основателя современной парфюмерии. В конце XIX века Эме Герлен создает своего рода парфюмерное пророчество — дерзкий, практически революционный аромат. Никто не мог сказать, для мужчин он или для женщин — изысканный, с налетом таинственности... Это Jicky («Жики»), которые с 1889 года считаются первыми современными духами, сочетающими природные ингредиенты с продуктами синтеза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг
Потому что Урюпинск Потому что Урюпинск

Зачем ведущий российский специалист по брендингу городов перебрался в провинцию

Русский репортер
Почему он не женится? Почему он не женится?

Ты готова выйти замуж хоть завтра, а любимый все не делает предложения?

Cosmopolitan
Сапоги и бахилы Сапоги и бахилы

Пары, где супруги во всем совпадают, счастливее? Не спешите с выводами

Домашний Очаг
Студенты на вулкане Студенты на вулкане

Зачем бизнес-школа «Сколково» возит слушателей программы MBA на Камчатку

РБК
Банкиры на промысле Банкиры на промысле

Московские финансисты завладели крупнейшей рыбопромышленной компанией Сахалина

Forbes
«Поменять образ жизни – уже умереть»: как не запустить стресс «Поменять образ жизни – уже умереть»: как не запустить стресс

Вы наверняка не раз натыкались на совет: не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней. Легко сказать! Но и сделать, оказывается, можно. Например, с помощью практики внимательности. Как именно, рассказывает психолог Анастасия Гостева.

Psychologies
Виталий Хаев. Морской характер Виталий Хаев. Морской характер

Кино — мир в мире, иллюзия, создающая иллюзию. Туда нельзя заходить кому попало

Караван историй
Моника Беллуччи. Красота по-итальянски Моника Беллуччи. Красота по-итальянски

Сердце Моники наконец спокойно. Но вот свободно ли?

Караван историй
Алексей Герман-младший Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший: «Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
Игры разума Игры разума

Возможно, размышляя, ты попала в ментальную ловушку и даже не заметила этого

Cosmopolitan
Двинуться с места Двинуться с места

Ученые пришли к выводу: хороший специалист меняет работу раз в 3-5 лет

Cosmopolitan
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Массимо Каррера Массимо Каррера

Правила жизни Массимо Каррера

Esquire
Текст Текст

Глава из нового романа Дмитрия Глуховского

Esquire
Genesis G90 – Jaguar XJ Genesis G90 – Jaguar XJ

Представительскому седану не так уж обязательно быть немецким

АвтоМир
Наталия Касаткина. Жизнь в танце Наталия Касаткина. Жизнь в танце

Екатерина Алексеевна резко оборвала: "На порог не пущу этих модернистов..."

Караван историй
Торгаш и ничего святого: предприниматель в русской классике Торгаш и ничего святого: предприниматель в русской классике

Как выглядят предприниматели в классической русской литературе

Дилетант
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Жизнь за царя Жизнь за царя

Встречайте будущую звезду русского балета!

Vogue
Как ужаленный Как ужаленный

Укусы ос, комаров и клещей — история неприятная и довольно опасная

Добрые советы
Кирилл Серебренников Кирилл Серебренников

Esquire поговорил с режиссером о пользе переодеваний и внутренних демонах

Esquire
Гид по выживанию в напряженной ситуации Гид по выживанию в напряженной ситуации

Несколько простых приемов, которые помогут справиться с избытком чувств

Psychologies
Евгения Лоза: Евгения Лоза:

Не поверите, но не вспомню, когда ко мне последний раз подходили знакомиться

Караван историй
Между черной и белой Между черной и белой

Неприятно признаваться, но мы завидуем, и порой довольно мучительно

Добрые советы
Руки прочь Руки прочь

О совсем нелинейном пути к эпохальным изменениям

Quattroruote
Силы спасения Силы спасения

Что предпринимается, чтобы в космонавтике было меньше места для героизма

Популярная механика
Они справляются с нагрузкой Они справляются с нагрузкой

Наши герои нашли способ выдерживать перегрузки

Psychologies
Он такой тревожный! Он такой тревожный!

Как общаться с ребенком, который всего боится

Домашний Очаг
Открыть в приложении