Как общаться с ребенком, который всего боится

Домашний ОчагМать и дитя

Семья / Дети

Он такой тревожный!

Ваш ребенок часто не уверен в своих силах, всего боится, волнуется по множеству поводов, он не такой активный и смелый, как его сверстники. Вам даже кажется, что вы как-то неправильно его воспитываете. А как правильно?

Дарья Дмитриева, психолог

Характер или стресс

«Дочка всего боится, ее невероятно трудно уговорить попробовать что-то новое, в детских компаниях она обычно самая тихая и стеснительная. Часто обсуждаем с ней, что будет, если... И тут целый список «страшного»: если она что-то не сможет, если будет ураган, если мама и папа не придут с работы... Что-то не так мы делаем, наверное, что она такая трусиха...» (Анна, 38 лет).

Есть разница между тревожностью как эмоциональным состоянием (ее называют ситуативной тревогой) и тревожностью как личностной особенностью.

Ситуативная тревога – закономерная реакция ребенка на новую и не вполне понятную ситуацию, если эта ситуация значима. Например, многие дети склонны волноваться перед контрольными, при переходе в новую школу, перед поездкой в летний лагерь.

А тревожность как черта характера проявляется в том, что у ребенка особенно легко и часто возникает состояние тревоги, причем по любому поводу. При благоприятных условиях она может сгладиться с возрастом (в норме, чем старше человек, тем сложнее и совершеннее становятся его механизмы совладания), но совсем вряд ли пройдет.

Почему он такой?

В основе тревожности как личностной особенности лежит сочетание двух факторов: высокой чувствительности ребенка и сильной истощаемости его нервной системы.

Если у ребенка сильная нервная система или низкая чувствительность, то даже очень тревожные родители не смогут сформировать у него тревожность как черту характера. Ребенок будет либо недоумевать «чего это они про это парятся», либо не понимать, зачем так сильно переживать, когда надо «просто сделать вот так».

А вот чувствительный и истощаемый ребенок «заражается» родительской тревогой очень легко. Если тревожность характерна для мамы или папы, то рекомендация не демонстрировать свою неуверенность ребенку и хотя бы внешне оставаться спокойными вряд ли выполнима. Но у таких родителей есть значительный ресурс для помощи ребенку: они хорошо знают, каково это – быть таким чутким и уязвимым. Они лучше понимают трудности, могут поддержать и поделиться своим опытом.

Получается, что для формирования общей тревожности нужны изначальные биологические предпосылки. Если вам достался тревожный ребенок, это не значит, что вы сделали что-то ужасное своим воспитанием, просто он – вот такой.

Однако тревожность в отдельных сферах действительно может возникать под влиянием взрослых. В частности, когда ребенок чувствует, что он раз за разом не оправдывает ожидания значимых взрослых, не справляется с какой-то важной для него жизненной задачей, а помощь не приходит.

«Я всю жизнь был толстым. Одноклассники меня дразнили и задирали. Я не знал, что делать. Мама предлагала «не обращать внимания», папа рекомендовал «быть мужиком и дать в морду». Вы пробовали не обращать внимания, когда вас со всей дури толкают в спину и кричат: «Привет, жиртрест!»? Такое сложно не заметить. А в морду давать я никогда не умел, не могу ударить человека. После всех этих разговоров с родителями я чувствовал себя окончательным ничтожеством, который не то что не способен сам придумать, как решить свои проблемы, но даже не может следовать таким простым советам. Мне хотелось, чтобы школа сгорела, а я заболел посильнее».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении