Империя иллюзий
Конец образованности и триумф шоу
Для кого эта книга?
«Империя иллюзий» Криса Хеджеса посвящена самым серьезным проблемам американского общества. Конечно, с 2009 года, когда эта книга увидела свет, многое поменялось. Например, телевизор почти утратил свое влияние, образованные люди стараются строить более объемную картину мира, пользуясь многочисленными источниками информации. Но большинство из проблем, о которых с такой болью говорит Хеджес, актуальны и по сей день. Для страны первого мира в США чудовищный уровень неграмотного и малограмотного населения, а пресловутая американская мечта – справедливый социальный лифт – почти не существует в реальной жизни. Вырваться из порочного круга бедности в Штатах, возможно, тяжелее, чем в менее развитых странах.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Империя иллюзий» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Преодолейте ваши социальные заблуждения.
Вы когда-нибудь мечтали стать новой суперзвездой реалити-шоу? Может быть, вы даже подали заявку на участие в шоу «Реальный мир» MTV. Знайте: вы не одиноки. На самом деле, среднестатистический американец с большей вероятностью будет стремиться попасть в реалити-шоу, чем в престижный университет. Почему это так?
Вкратце, потому что американское общество оторвано от реальности – по крайней мере, так утверждает Крис Хеджес в книге «Империя иллюзий». Приводя ужасающую статистику неграмотности, автор рассказывает историю американского общества, граждане которого ослеплены иллюзиями. Освещая такие темы, как образование, экономика и вооруженные силы, автор делится своей теорией о том, почему американское общество находится в таком плохом состоянии и как это произошло.
Из этого обзора вы узнаете:
- сколько лет своей жизни тратит средний американец на просмотр телевизора;
- какое влияние оказывает позитивная психология на американское общество иллюзий;
- и как люди попадают в «список Z» Гарварда.
Повальная неграмотность отрезает американцев от реальности.
Хотите верьте, хотите нет, но в настоящее время в Соединенных Штатах наблюдается эпидемия неграмотности. Из-за этого серьезного образовательного провала американцы очень склонны к построению иллюзий.
В Северной Америке функциональная неграмотность – неспособность выполнять повседневные задачи по чтению и письму – достигает тревожных уровней. На самом деле, примерно треть населения США малограмотна или полностью неграмотна. Например, одно исследование показало, что 7 млн американцев неграмотны, еще 27 млн с трудом могут заполнить заявление о приеме на работу, а 50 млн читают на уровне пятого класса!
Американцы вообще не интересуются книгами. Исследования показали, что после окончания школы около трети старшеклассников не читают больше ни одной книги в течение всей своей жизни. И то же самое относится к 42% тех, кто имеет высшее образование.
Эта тенденция была фактически предвосхищена двумя классическими произведениями антиутопической фантастики. Сначала в романе «1984» Джордж Оруэлл нарисовал картину тоталитарного режима, при котором книги были запрещены, а информация строго контролировалась.
А один из его современников, попал прямо в точку. Его звали Олдос Хаксли, и его роман «О дивный новый мир» изображал общество будущего, одержимое развлечениями. И в этом обществе запрещать книги не было необходимости – все равно никто не хотел читать.
Однако отсутствие интереса к чтению не означает, что американцы не получают достаточно информации. Проблема заключается в том, что основная форма массовой коммуникации страны – телевидение – отлично манипулирует людьми с помощью образов и искажает реальность.
Исследования показывают, что в любом американском доме телевизор включен примерно по 7 часов в день. Среднестатистический американец смотрит телевизор около 4 часов в день – таким образом, к тому времени, когда гражданину США исполнится 65 лет, он проведет 9 лет своей жизни перед телевизором!
Телевидение по-прежнему пользуется огромной популярностью, потому что оно общается с нами через знакомые клише, представляет предсказуемый и легко усваиваемый контент, такой как реалити-шоу и ситкомы. Это помогает зрителям не осознавать своей пассивности и создает у них иллюзию захватывающей жизни.
Низкий уровень грамотности является прямой угрозой демократии.
Поскольку американцы мало читают, газеты и книги были отодвинуты на задворки культуры, в которой преобладают развлечения и яркие образы. Как мы поняли ранее, главным виновником этого является телевидение, которое воспроизводит опасный культ знаменитостей.
Телевидение – мощный авторитет. Как только что-то или кто-то появляется на экране, этому придается вес и статус в глазах общества. Люди, которые не появляются на TV, воспринимаются как незначительные и неавторитетные, а значит, их идеи можно просто игнорировать.
Эта сила телевидения используется для создания культа знаменитостей, которая побуждает зрителей думать о телезвезде как об исключительном человеке, обладающем уникальными талантами или способностями. Результатом этого культа внешности является общество нарциссов, стремящихся любой ценой достичь иллюзий успеха, таких как деньги, сексуальные подвиги и слава, вместо достижения общего блага.
Помимо всего этого, американская телевизионная культура распространила идею о том, что постоянное наблюдение за человеком – это нормально, и даже повод для чужой зависти. Например, одно исследование показало, что американцы подают в 2 раза больше заявок на участие в шоу «Реальный мир» MTV, чем в Гарвардский университет. А ведь претенденты на участие в шоу MTV фактически конкурируют за «привилегию» жить под постоянным наблюдением!
Другой эффект от таких шоу – это их вклад в нормализацию постоянного контроля общества со стороны корпораций и правительств, организаций, которые регулярно нарушают конституционные права граждан.
И современные политики знают, как использовать эту культуру в своих интересах. Они воспроизводят то же, что и телевидение: пустые лозунги и улыбки вместо содержания и фактов.