Современное британское искусство от Фрейда до Херста и Бэнкси: парк уродцев или кабинет редкостей
В издательстве «Слово» выходит в свет «Британское искусство. От Хогарта до Бэнкси» журналиста и арт-критика The Guardian Джонатана Джонса. Речь идет об истории британского искусства в контексте науки, политики, торговли и моды, популярной культуры за три века, от эпохи Ньютона до «Молодых британских художников» нашего времени
«Диковинная рыба! Будь я сейчас в Англии, — а я там был однажды, — да показывай я эту рыбу, пусть даже на картинке, любой зевака отвалил бы мне серебряную монету за посмотрение».
Тринкуло. «Буря». Уильям Шекспир, около 1611
Стряхивая похмельный сон, приморский курорт распахнул свои окна навстречу мутным августовским облакам, окутавшим теплые серые воды Бристольского залива. На одном конце променада уже образовалась очередь. Уэстон-сьюпер-Мэр готовился бросить вызов Диснейленду, впервые открывая двери собственного тематического парка.
За бетонными, а-ля крепостными стенами, окружавшими заброшенный открытый бассейн, угрюмый персонал застыл в ожидании приветствия зрительских толп. Над грязным прудом угрожающе нависал полуразрушенный замок, а вокруг выстроились аттракционы ему под стать: покосившееся колесо обозрения, автобус с экспозицией охранного оборудования, искореженный полицейский фургон с водной горкой.
Так выглядел Дисмаленд, пародийная версия парка развлечений, созданная в конце лета 2015 года британским уличным художником, работающим под псевдонимом Бэнкси. Вскоре сидр уже лился рекой, и посетители в большинстве своем воспринимали показную убогость с надлежащим ироническим рвением. Я же не мог заставить себя поддержать этот всеобщий энтузиазм. Шутки были слишком банальными, чтобы долго над ними смеяться. Сатира Бэнкси, казалось, скорее обыгрывала считающиеся истинными идеи, чем откапывала какую-то реальную грязь. Великое искусство, несомненно, должно быть таинственным, поэтичным и заставлять зрителя по-новому смотреть на мир. Популярность этой колоссальной инсталляции доказала, что британцы, некогда считавшиеся консервативными обывателями, которые «не догоняют» в современном искусстве, стали его горячими поборниками во втором десятилетии XXI века. Но какова ценность искусства, столь восхитившего их? Эта мрачная мешанина казалась бессодержательной и на редкость бездушной, не более чем унылым.
И тут я увидел единорога. Это был молодой единорог, нереальный жеребенок. Пойманный в далеких сказочных землях, убитый пиратами или путешественниками, он перекочевал сюда, в аквариум, в шатер интермедий, его единственный рог парил там, в формальдегиде для пущей сохранности, а белая грива струилась с какой-то загадочной таинственностью, которой так не хватало на других площадках этой недостаточно сюрреалистической ярмарки. Автор скульптуры — Дэмиен Херст, лидер «Молодых британских художников», чьи имена зазвучали в 1990-х, и к 2015 году, — чрезвычайно богатый человек. Я уже давно перестал удивляться и умиляться всему, что он создает. В богатстве его талант как будто закоснел, а воображение сосредоточилось на прокачке денег. И все же здесь, в Дисмаленде, его заурядности.
Ярмарочное диво Херста являло собой уменьшенную версию единорога из коллекции работ художника, проданной на аукционе Sotheby’s в 2008 году за беспрецедентные 111 576 800 фунтов стерлингов. Но куда любопытнее то, что за несколько лет до этого современник Херста, Марк Уоллингер, запечатлел своего единорога. Работа Уоллингера 2001 года «Призрак» представляет собой гигантский фотонегатив однорогого жеребца, вставшего на дыбы, бледный дух знаменитого сородича. Как и спиритический фотограф Викторианской эпохи, художник, похоже, обнаруживает эктоплазменную тень исчезнувшего мифологического существа и переносит ее в объективный мир науки.
Уоллингер отыскал своего единорога в Национальной галерее — ее величественное здание, образец классической архитектуры, занимает северную часть Трафальгарской площади в Лондоне. Зайдите в музей, проследуйте в раздел британского искусства, и вам на глаза обязательно попадется это удивительное существо. Уистлджэкет Джорджа Стаббса — портрет чистокровной верховой лошади в натуральную величину — написан около 1762 года. Одинокий, великолепный, царствующий в свободном пространстве, этот скакун обладает одной из самых запоминающихся физиономий в британском искусстве. Призрак Уоллингера — фотографический негатив Уистлджэкета с проросшим бивнем единорога.