Об оригиналах, подделках и отличиях вдохновения от заимствования в искусстве

GraziaКультура

Пример для подражания

О фейках и оригиналах в искусстве, самых копируемых художниках, громких подделках и отличиях вдохновения от заимствования.

Записала Екатерина Сахарова. Иллюстрации: Саша Николаенко

Про ценность копий

Музеи гипсовых слепков – явление общеевропейское: ГМИИ им. А.С. Пушкина сделан по образцу Альбертинума в Дрездене. В 20-м столетии многие такие музеи были разорены, как, например, флорентийская гипсотека, от которой теперь осталось лишь воспоминание. В Америке также имелись свои похожие институции: путешествовать было непросто, и возможности увидеть все своими глазами в силу отсутствия интернета не было.

Первые слепки появились в Древнем Риме, где копировали древнегреческие скульптуры. Примерно тогда же были зафиксированы первые попытки собрать подобие музея. Если говорить о музее в современном представлении, то им в конце XVIII века становится Пио-Клементийс кий музей в Ватикане, и тогда же набирает обороты соз дание гипсовых копий. По копиям музей воспроизводил памятники античности, достойные уважения. В какой-то момент в XX веке начали стесняться слова «копия», посчитав, что только подлинные работы достойны того, чтобы выставляться в музеях.

Что касается ценности гипсовых слепков сегодня, то некоторые из них сделаны грубовато, и наверное, по томство могло бы обойтись и без них. Но есть совершенно уникальные объекты, которые сохра няют облик не существующих более предметов. В ГМИИ им. А.С. Пушкина в центре зала 26 стоит «Рака Святой Гертруды» – знаменитый памятник готики, уничтоженный немецкими бомбами в 1944 году. Кроме того, есть слепки исключительно хорошего качества. «Райские врата» Лоренцо Гиберти, которые экспонируются в зале ренессансного искусства, – это едва ли не лучший в мире слепок с подлинного произведения. Это не только мое мнение: несколько лет назад мы общались с американским профессором Гэри Радке, курировавшим реставрацию врат во Флоренции, и он отметил, что наше гипсовое воспроизведение куда лучше, чем современное, что выставлено теперь в музее Нельсона-Аткинса в Канзасе.

Создание реплики

Если говорить о копиях со скульптуры, то в истории много примеров, когда неумелые копиисты портили памятники. Позже появились четкие критерии: в случае плохого состояния памятника и угрозы его сохранности снятием копии реплику не делали.

Реставрационные каноны и критерии, по которым делались слепки, больше не в ходу: сегодня мы не можем позволить себе вольного отношения к оригиналу, наложив на него форму через кальку или пергамент. Многие объекты больше недоступны для копирования, и второй раз эти слепки сделаны не будут. У нас есть превосходный слепок пизанской кафедры – основополагающего памятника, с которого отсчитывается начало Ренессанса. Но он копия с копии: сделан не с оригинала, а с воспроизведения в Брюсселе. В конце XIX столетия все большие мастерские во Флоренции, как, например, фабрика Оронцио Лелли, изготавливали слепки по мастер-формам, хранящимся в запасниках. Также сегодня работает и старейшая фабрика гипсовых слепков в Берлине, которая воспроизводит и древнеримские скульптуры, и произведения XIX века. В отличие от берлинских музеев она не горела в войну, поэтому там сохранилось несколько уникальных мастер-форм предметов, которых в оригинале больше не существует.

Практика заимствования

Пабло Пикассо приписывается фраза: «Хороший художник копирует, великий – ворует». Возможно, она вовсе не его, но тем не менее говорит о том, как все устроено в мире искусства. У большинства изображений есть свои корни, которые являются копиями чего-то. Если говорить о практике копирования, то, наверное, все начинает ся с доисторических времен – с отпечатков на стенах Альтамирской пещеры рук первобытных людей. Что касается живописи, то античная легенда тоже говорит о том, что она началась с копирования: девушка, отправляя своего возлюбленного на войну в Коринф, обвела его профиль на стене. По самой своей сути изобразительное искусство копирует натуру, реальность.

Английский художник Джошуа Рейнольдс как-то сказал, что нет ничего такого, что не мог бы придумать человек, что другой человек не мог бы сделать дешевле и хуже. Здесь он говорит о негативной стороне копирования, но копии бывают разные. Почти вся греческая классическая скульптура нам известна по римским копиям: если бы римляне не копировали произведения Фидия, Праксителя и Поликлета, то мы бы многого не знали об этой цивилизации.

Копия vs оригинал

В экспозиции музея смешивать подлинники и копии считается дурным тоном, но для того и созданы музейные этикетки, чтобы зрители могли отличить одно от другого. У оригинала и копий существует несколько разных градаций. На этикетке пишется, допустим, «Мартин ван Хемскерк» или «Круг Мартина ван Хемскерка» или «Мастерская Мартина ван Хемскерка» – это разные степени приближения к оригиналу. Другое дело, что оригинал, окруженный копиями, всегда теряется. Например «Иоанн Креститель» Донателло так хорошо спрятан у нас в зале слепков, что люди проходят мимо, принимая его за воспроизведение. Мне это даже нравится: кто хочет, тот найдет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья

Как надо пить, чтобы чувствовать себя хорошо на празднике

VOICE
«Грызня», «Одни из нас», «Быть присяжным» и не только: 20 лучших зарубежных сериалов 2023 года «Грызня», «Одни из нас», «Быть присяжным» и не только: 20 лучших зарубежных сериалов 2023 года

20 главных иностранных сериалов 2023 года: от «Одни из нас» до «Капли бога»

Правила жизни
ЦБ предупреждает ЦБ предупреждает

Частные инвесторы становятся активнее, но чаще пытаются манипулировать рынком

Монокль
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
«В станкостроении науки не существует» «В станкостроении науки не существует»

Прикладной науке, в советском понимании, в современно мире места быть не может

Монокль
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и Техника
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории

Самые необычные новогодние вечеринки — как зарубежные, так и российские

Правила жизни
Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков

Использование смартфона четыре часа в день связано с высокими оценками стресса

N+1
В Германии нашли разделанных неандертальцами прямобивневых слонов В Германии нашли разделанных неандертальцами прямобивневых слонов

Ученые нашли новые свидетельства поедания неандертальцами прямобивневых слонов

N+1
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет

К моржеванию и даже окунанию в прорубь необходимо готовиться сильно заранее

ТехИнсайдер
Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Дилетант
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
Дайте лыжню! Дайте лыжню!

История российского биатлона

Men Today
Адаптивный интеллект: как нас спасает умение переучиваться Адаптивный интеллект: как нас спасает умение переучиваться

Зачем и как адаптироваться к постоянным изменениям

Psychologies
В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Лиза
Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше» Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»

Как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия

Forbes
Война с бактериями: новый виток противоборства Война с бактериями: новый виток противоборства

Ученые близки к получению усиленных препаратов против «умных» бактерий

Монокль
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Традиции русской мысли о развитии и пространстве Традиции русской мысли о развитии и пространстве

Почему для российской урбанистики важно понимать, что есть живое

Монокль
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Атмосферная старина Атмосферная старина

Аутентичный, атмосферный интерьер, где много воздуха и архитектурных конструкций

Идеи Вашего Дома
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю

Почему BelugaFarm считает себя должником Каспия

Forbes
«Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре» «Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре»

Агате Муцениеце есть чем похвалиться перед другими и за что похвалить себя

OK!
Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад

Археологи определили, когда появилась олдованская культура

N+1
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и Техника
«Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом «Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом

Глава из книги «Комплексное ПТСР» — как справиться с гневом и страхом?

Forbes
Открыть в приложении