Йоргос Лантимос
Картина «Бедные несчастные» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса – триумфатор 80-го Венецианского международного кинофестиваля – рассказывает про небывалый врачебный эксперимент: молодой женщине пересаживают мозг ее нерожденного младенца. Сайфай, который одновременно понравился критикам и зрителям, – первый претендент на «Оскар». Режиссер «Фаворитки» и «Лобстера» рассказал GRAZIA о работе над фильмом, абсурдности в кино и жизни и своей музе Эмме Стоун.
Как возник этот проект?
В 2011 году я прочитал книгу Аласдера Грея «Бедные-несчастные» и был настолько поражен ее уникальностью и актуальностью, что немедленно забронировал билет в Глазго. Когда я предстал перед Аласдером, он был так тронут моим приездом, что решил провести мне экскурсию по родному городу и показал места, которые вдохновили его на написание романа. В ходе беседы он признался, что согласился на экранизацию только благодаря моему личному визиту – многим моим коллегам он отказал. В 2017-м я приступил к съемкам «Фаворитки» и рассказал Эмме Стоун про «Бедных-несчастных». Эмму заинтересовала возможность развернуть эту историю и показать ее с женской точки зрения. Работая над фильмом, мы внесли некоторые изменения в сюжет, перекроили структуру и создали уникальный мир для персонажа Эммы – Беллы. Стоун также присоединилась к проекту в качестве продюсера, так как ей хотелось активно участвовать в процессе: у нее было много идей в плане оформительских решений. Результат оказался довольно экзотичным – в фильме появились необычные цвета, фантастические элементы, рыбьи глаза и гуси с телами собак. Все эти нереалистичные детали потребовали нестандартных методов съемки: мы смогли их реализовать благодаря использованию современных технологий.
Вместе с Эммой вы создали авангардный женский образ. Как он вырисовывался?
Возможно, это прозвучит немного высокомерно, но, честно говоря, я не могу вспомнить, чтобы такой образ когда-либо встречался в кинематографе. Жанр научной фантастики позволяет делать самые невероятные вещи, например, такие как пересадка мозга нерожденного младенца его матери, но здесь важен не сам эксперимент, а формирование мировоззрения женщины, которая получает второй шанс начать жизнь с чистого листа. В новой среде, в доме у профессора-экспериментатора, у нее есть возможность вырасти свободной от всяких общественных предрассудков. Ей никто не навязывает правила, как нужно говорить, двигаться и чувствовать в соответствии с нормами общества. У Беллы нет стыда, нет прошлых травм и даже нет самого прошлого. Она не подвержена воздействию среды, которая навязывает ограничения женщинам. Белла черпает свои взгляды и убеждения из окружения, из мужчин, с которыми