От Сервантеса до Эль Греко. Каким был «золотой век» испанской культуры
В ГМИИ имени Пушкина проходит выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев», где представлены работы прославленных мастеров. Особое место в экспозиции занимают картины «золотого века» испанской живописи. Почему он так называется и какие произведения, созданные в этот период, необходимо знать — в материале «Сноба»
Что такое «золотой век» Испании
«Золотой век» испанской культуры — это период расцвета местной живописи, театра и литературы со второй половины XVI до первой половины XVII века. Культурный подъем был во многом связан с нестабильной политической жизнью Испанского государства. В конце XV — начале XVI века страна неожиданно для всей Европы стала одним из важных игроков на мировой арене, этому способствовали и обширные колониальные завоевания, и объединение двух крупных государств — Арагона и Кастилии, произошедшее в результате заключения брака между их правителями Фердинандом и Изабеллой. В начале XV века карта Испании представляла собой пазл из пяти королевств: Португалии, Наварры, Гранады, Кастилии и Арагоны, последние два имели наибольшее влияние и на протяжении многих веков постоянно боролись за господство на Пиренейском полуострове. Союз этих государств был стратегическим, укрепил влияние местных христиан, а также положил начало единому королевству Испания.
Однако так называемый «испанский мир», времена расцвета империи, продлился не очень долго: страну ослабили различия в укладе жизни разных провинций, а также начавшаяся в конце XVI века инфляция, вызванная нежеланием местных жителей развивать национальную промышленность. Испания была одной из немногих европейских держав, сопротивлявшейся догмам протестантизма. Более того, католическая церковь здесь имела огромное влияние на жизнь простых граждан, ограничивала их свободы, всячески поддерживала монархов, стремилась изгнать всех неверных из государства. Последнее лишало Испанию основной рабочей силы в лице мавров, исповедовавших ислам. Они контролировали большую часть Пиренейского полуострова с VIII века, но постепенно их влияние ослабевало. В 1492 году мавры проиграли войну с Фердинандом и Изабеллой, после чего попали под гонения на иноверцев. Им оставалось либо покинуть страну, либо перейти в католичество, но большинство арабов отказалось изменять своей вере. Мавры привнесли много важного в сельскохозяйственную культуру, архитектуру, искусство Испании. Многие из них были хорошо обученными ремесленниками и земледельцами, поэтому их изгнание наносило удар по развитию испанской экономики.
Довольно точное описание того времени дал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Мы видим усталость от мирового господства, жажду придворных утех, иллюзорное и иллюзионистское существование спиной к реальности, риторику в поэзии, формализм в жизни». Наблюдение за упадком империи и сформировало взгляды многих художников и литераторов, вошедших в историю как представители «золотого века» испанской культуры, например Лопе де Вега, Эль Греко, Эстебана Мурильо, Мигеля де Сервантеса. Они пытались осознать роль человека в обществе и непостоянном механизме государства, проанализировать новые социальные устои и идеологии, выстроить отношения между земным и божественным, создать образ человека нового времени.
Изобразительное искусство
Среди мастеров, прославивших «золотой век» испанской живописи, чаще всего вспоминают Диего Веласкеса (1599–1660), придворного художника Филиппа IV. Веласкес считался любимцем короля: художник распоряжался дворцовой прислугой и даже написал автопортрет «Менины», где изобразил себя в окружении монаршей семьи, таким образом подчеркнув свою близость к высокопоставленным особам. Многие сюжеты мастера так или иначе связаны с обычаями королевского двора: так, художник посвятил целый цикл работ шутам и карликам, живущим во дворцах испанских правителей. Среди подобных полотен выделяют «Эль Примо» и «Дон Себастьяно дель Морра». Художник с уважением и сочувствием относился к карликам, видел в них людей с особым чувством собственного достоинства и недюжинным умом. В своих работах он акцентирует внимание не столько на особенностях физического развития, сколько на волевых чертах лица, отражающих силу характера.
Среди полотен художника много и портретов представителей дворянского сословия. Например, на выставке в ГМИИ имени Пушкина представлен на удивление реалистичный портрет графа-герцога де Оливареса из собрания Эрмитажа, в котором детализированно прописаны черты лица аристократа. Запечатлев атмосферу мадридской королевской резиденции, Веласкес становится в некотором роде бытописателем, благодаря его работам современные историки могут делать выводы об Испании XVII века.