Что такое «золотой век» испанской живописи

СНОБКультура

От Сервантеса до Эль Греко. Каким был «золотой век» испанской культуры

В ГМИИ имени Пушкина проходит выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев», где представлены работы прославленных мастеров. Особое место в экспозиции занимают картины «золотого века» испанской живописи. Почему он так называется и какие произведения, созданные в этот период, необходимо знать — в материале «Сноба»

Автор: Ирина Фирсова

1_JkjiDoV.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Что такое «золотой век» Испании 

«Золотой век» испанской культуры — это период расцвета местной живописи, театра и литературы со второй половины XVI до первой половины XVII века. Культурный подъем был во многом связан с нестабильной политической жизнью Испанского государства. В конце XV — начале XVI века страна неожиданно для всей Европы стала одним из важных игроков на мировой арене, этому способствовали и обширные колониальные завоевания, и объединение двух крупных государств — Арагона и Кастилии, произошедшее в результате заключения брака между их правителями Фердинандом и Изабеллой. В начале XV века карта Испании представляла собой пазл из пяти королевств: Португалии, Наварры, Гранады, Кастилии и Арагоны, последние два имели наибольшее влияние и на протяжении многих веков постоянно боролись за господство на Пиренейском полуострове. Союз этих государств был стратегическим, укрепил влияние местных христиан, а также положил начало единому королевству Испания.

Однако так называемый «испанский мир», времена расцвета империи, продлился не очень долго: страну ослабили различия в укладе жизни разных провинций, а также начавшаяся в конце XVI века инфляция, вызванная нежеланием местных жителей развивать национальную промышленность. Испания была одной из немногих европейских держав, сопротивлявшейся догмам протестантизма. Более того, католическая церковь здесь имела огромное влияние на жизнь простых граждан, ограничивала их свободы, всячески поддерживала монархов, стремилась изгнать всех неверных из государства. Последнее лишало Испанию основной рабочей силы в лице мавров, исповедовавших ислам. Они контролировали большую часть Пиренейского полуострова с VIII века, но постепенно их влияние ослабевало. В 1492 году мавры проиграли войну с Фердинандом и Изабеллой, после чего попали под гонения на иноверцев. Им оставалось либо покинуть страну, либо перейти в католичество, но большинство арабов отказалось изменять своей вере. Мавры привнесли много важного в сельскохозяйственную культуру, архитектуру, искусство Испании. Многие из них были хорошо обученными ремесленниками и земледельцами, поэтому их изгнание наносило удар по развитию испанской экономики.

2.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Довольно точное описание того времени дал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Мы видим усталость от мирового господства, жажду придворных утех, иллюзорное и иллюзионистское существование спиной к реальности, риторику в поэзии, формализм в жизни». Наблюдение за упадком империи и сформировало взгляды многих художников и литераторов, вошедших в историю как представители «золотого века» испанской культуры, например Лопе де Вега, Эль Греко, Эстебана Мурильо, Мигеля де Сервантеса. Они пытались осознать роль человека в обществе и непостоянном механизме государства, проанализировать новые социальные устои и идеологии, выстроить отношения между земным и божественным, создать образ человека нового времени.

Изобразительное искусство 

Среди мастеров, прославивших «золотой век» испанской живописи, чаще всего вспоминают Диего Веласкеса (1599–1660), придворного художника Филиппа IV. Веласкес считался любимцем короля: художник распоряжался дворцовой прислугой и даже написал автопортрет «Менины», где изобразил себя в окружении монаршей семьи, таким образом подчеркнув свою близость к высокопоставленным особам. Многие сюжеты мастера так или иначе связаны с обычаями королевского двора: так, художник посвятил целый цикл работ шутам и карликам, живущим во дворцах испанских правителей. Среди подобных полотен выделяют «Эль Примо» и «Дон Себастьяно дель Морра». Художник с уважением и сочувствием относился к карликам, видел в них людей с особым чувством собственного достоинства и недюжинным умом. В своих работах он акцентирует внимание не столько на особенностях физического развития, сколько на волевых чертах лица, отражающих силу характера. 

3.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Среди полотен художника много и портретов представителей дворянского сословия. Например, на выставке в ГМИИ имени Пушкина представлен на удивление реалистичный портрет графа-герцога де Оливареса из собрания Эрмитажа, в котором детализированно прописаны черты лица аристократа. Запечатлев атмосферу мадридской королевской резиденции, Веласкес становится в некотором роде бытописателем, благодаря его работам современные историки могут делать выводы об Испании XVII века.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Чудеса случаются! Чудеса случаются!

Истории о сказочных сюрпризах и зимних чудесах, которые преподнесла героям жизнь

Лиза
Как и зачем тренировать интимные мышцы Как и зачем тренировать интимные мышцы

Рассказываем, зачем нужен вумбилдинг и как правильно тренироваться

Добрые советы
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
Боевые измерения Боевые измерения

Строится орбитальная инфракрасная сеть для обнаружения гиперзвуковых целей

Наука
Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой

Почему история воздушной торпеды Чарльза Кеттеринга закончилась плачевно

ТехИнсайдер
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
«Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми «Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми

Отрывок из «Книги украденных детей» Джуди Кристи и Лизы Уингейт

Forbes
«Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах «Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах

К чему может привести запрет абортов? Исторические примеры

Forbes
Политический пейзаж Политический пейзаж

Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле

Weekend
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
Изучаем состав Изучаем состав

5 ингредиентов в составе зубной пасты, которые на самом деле опасны

Лиза
Введение в компьютерную вирусологию Введение в компьютерную вирусологию

Изобретение Фредерика Коэна поставило под угрозу главное достижение цивилизации

Наука
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет» Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет»

Коллекционер Татьяна Столяр — о ее взаимоотношения с современным искусством

РБК
Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Монокль
Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе

С какими трудностями сегодня сталкиваются предпринимательницы и руководительницы

Inc.
Это что такое? Это что такое?

5 причин, почему мужчины дарят не те подарки

Лиза
Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем

«Тот, кто управляет цветом, управляет миром»

VC.RU
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить

Почему женщинам с РАС сложнее получить диагноз?

Psychologies
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока

Иногда даже самые полезные на первый взгляд продукты могут оказаться вредными

Лиза
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
«75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах «75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах

Ресторатор Ксения Механик — почему гендерные предрассудки мешают всем

Forbes
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Открыть в приложении