Что такое «золотой век» испанской живописи

СНОБКультура

От Сервантеса до Эль Греко. Каким был «золотой век» испанской культуры

В ГМИИ имени Пушкина проходит выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев», где представлены работы прославленных мастеров. Особое место в экспозиции занимают картины «золотого века» испанской живописи. Почему он так называется и какие произведения, созданные в этот период, необходимо знать — в материале «Сноба»

Автор: Ирина Фирсова

1_JkjiDoV.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Что такое «золотой век» Испании 

«Золотой век» испанской культуры — это период расцвета местной живописи, театра и литературы со второй половины XVI до первой половины XVII века. Культурный подъем был во многом связан с нестабильной политической жизнью Испанского государства. В конце XV — начале XVI века страна неожиданно для всей Европы стала одним из важных игроков на мировой арене, этому способствовали и обширные колониальные завоевания, и объединение двух крупных государств — Арагона и Кастилии, произошедшее в результате заключения брака между их правителями Фердинандом и Изабеллой. В начале XV века карта Испании представляла собой пазл из пяти королевств: Португалии, Наварры, Гранады, Кастилии и Арагоны, последние два имели наибольшее влияние и на протяжении многих веков постоянно боролись за господство на Пиренейском полуострове. Союз этих государств был стратегическим, укрепил влияние местных христиан, а также положил начало единому королевству Испания.

Однако так называемый «испанский мир», времена расцвета империи, продлился не очень долго: страну ослабили различия в укладе жизни разных провинций, а также начавшаяся в конце XVI века инфляция, вызванная нежеланием местных жителей развивать национальную промышленность. Испания была одной из немногих европейских держав, сопротивлявшейся догмам протестантизма. Более того, католическая церковь здесь имела огромное влияние на жизнь простых граждан, ограничивала их свободы, всячески поддерживала монархов, стремилась изгнать всех неверных из государства. Последнее лишало Испанию основной рабочей силы в лице мавров, исповедовавших ислам. Они контролировали большую часть Пиренейского полуострова с VIII века, но постепенно их влияние ослабевало. В 1492 году мавры проиграли войну с Фердинандом и Изабеллой, после чего попали под гонения на иноверцев. Им оставалось либо покинуть страну, либо перейти в католичество, но большинство арабов отказалось изменять своей вере. Мавры привнесли много важного в сельскохозяйственную культуру, архитектуру, искусство Испании. Многие из них были хорошо обученными ремесленниками и земледельцами, поэтому их изгнание наносило удар по развитию испанской экономики.

2.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Довольно точное описание того времени дал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Мы видим усталость от мирового господства, жажду придворных утех, иллюзорное и иллюзионистское существование спиной к реальности, риторику в поэзии, формализм в жизни». Наблюдение за упадком империи и сформировало взгляды многих художников и литераторов, вошедших в историю как представители «золотого века» испанской культуры, например Лопе де Вега, Эль Греко, Эстебана Мурильо, Мигеля де Сервантеса. Они пытались осознать роль человека в обществе и непостоянном механизме государства, проанализировать новые социальные устои и идеологии, выстроить отношения между земным и божественным, создать образ человека нового времени.

Изобразительное искусство 

Среди мастеров, прославивших «золотой век» испанской живописи, чаще всего вспоминают Диего Веласкеса (1599–1660), придворного художника Филиппа IV. Веласкес считался любимцем короля: художник распоряжался дворцовой прислугой и даже написал автопортрет «Менины», где изобразил себя в окружении монаршей семьи, таким образом подчеркнув свою близость к высокопоставленным особам. Многие сюжеты мастера так или иначе связаны с обычаями королевского двора: так, художник посвятил целый цикл работ шутам и карликам, живущим во дворцах испанских правителей. Среди подобных полотен выделяют «Эль Примо» и «Дон Себастьяно дель Морра». Художник с уважением и сочувствием относился к карликам, видел в них людей с особым чувством собственного достоинства и недюжинным умом. В своих работах он акцентирует внимание не столько на особенностях физического развития, сколько на волевых чертах лица, отражающих силу характера. 

3.jpg
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев». Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Среди полотен художника много и портретов представителей дворянского сословия. Например, на выставке в ГМИИ имени Пушкина представлен на удивление реалистичный портрет графа-герцога де Оливареса из собрания Эрмитажа, в котором детализированно прописаны черты лица аристократа. Запечатлев атмосферу мадридской королевской резиденции, Веласкес становится в некотором роде бытописателем, благодаря его работам современные историки могут делать выводы об Испании XVII века.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю

Почему BelugaFarm считает себя должником Каспия

Forbes
Жилое и мертвое Жилое и мертвое

Дом в русской литературе: между обыденным адом и потерянным раем

Weekend
Залечь на дно в Брабанте Залечь на дно в Брабанте

«Ферри»: комедия о становлении бандитского капитала

Weekend
Человек исправленный и дополненный Человек исправленный и дополненный

Что лежит в основе генетических чудес и как сделать их доступными для всех?

Robb Report
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря

Настя Ивлеева всенародно и единогласно избрана верховной фэшн-дивой!

Собака.ru
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат

Палеонтологи исправили ошибку непрофессионального коллеги спустя 20 лет

N+1
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Самые красивые и необычные места России

Grazia
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера 10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера

Высказывания Петра Кащенко, которые помогут сохранить ментальное здоровье

Psychologies
Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире

Жесткое седло из Монголии датируется примерно началом V века нашей эры

N+1
На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду

Кому были нужны апартаменты на вершине Эйфелевой башни?

ТехИнсайдер
Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению

Как понять, что союз на грани разрыва? И можно ли избежать такого конца?

Psychologies
Учимся падать Учимся падать

Иногда удовольствие зимнего отдыха сопровождается рисками. Давай ими управлять

Лиза
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
Заморозить развитие: почему криобанки — это технологии будущего Заморозить развитие: почему криобанки — это технологии будущего

На самом деле уже очевидно, что не за горами новый король — биотех

Forbes
Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

Анекдоты про жен, отлынивающих от секса, пора переписывать

Добрые советы
От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни

Ночью люди смотрели на звезды и старались придумать видимому какое-то объяснение

Наука и техника
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе

Кинокритик Елена Зархина проследила экранный путь актера Тимоти Шаламе

Правила жизни
Открыть в приложении