Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – силаИстория

Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Марианна Сорвина

Марескотти: глазами скептика

Другой мемуарист, член итальянской группы Луиджи Альдрованди Марескотти1 иначе видел позицию держав. В отличие от настойчивых заверений француза Тардье о всеобщей лояльности по отношению к Италии, высказывания начальника внешнеполитического кабинета Италии полны скепсиса: «Ллойд Джордж настаивает на бесспорном для него обстоятельстве, что население на территориях, требуемых Италией, состоит в большинстве из славян» (Л. Альдрованди Марескотти. «Дипломатическая война», 1944).

1 Луиджи Альдрованди Марескотти, граф фон Виано (5 октября 1876 – 9 июля 1945) – итальянский дипломат. С 1914 по 1918 – начальник кабинета министерства иностранных дел Италии.

Речь идет о Далмации и Фиуме – будущей территории Югославии.

Альдрованди использует иную стилистику при описании этих событий. Его дневниковый метод скорее объективен и лапидарен, нежели поитальянски пристрастен, как это показалось советскому историку, комментировавшему книгу Альдрованди. «Автор, разумеется, не является объективным летописцем, который описывает события, "добру и злу внимая равнодушно", – пишет советский историк Б. Е. Штейн, автор предисловия к его книге. – Он описывает события как представитель своего класса и как итальянец».

Луиджи
Марескотти

С этим трудно согласиться. Драматургически краткое изложение событий – в диалогах и ремарках, но без субъективных патетических отступлений и оценок, характерных для метафоричного Николсона или пристрастного Тардье – создает довольно необычную тональность, близкую к иронии и абсурду. Альдрованди как будто бы находится «над схваткой», он сторонний наблюдатель, и в его интерпретации картина переговоров напоминает эксцентрический спектакль, а сами переговорщики – персонажей гиньоля:

«Креспи говорит Орландо, что решение, принятое на сегодняшнем заседании, означает 800 миллионов в нашу пользу (Речь идет о внесении финансовых статей в договор с Австрией 26 мая 1919 года. – Прим. М. С.). Орландо отвечает: «Лишь бы они не вздумали вернуться к обсуждению вопроса».

Ллойд Джордж по окончании заседания спрашивает Орландо, говорил ли он с Вильсоном об итальянских делах. Орландо отвечает: «Поговорю с Тардье»/…/По окончании заседания Ллойд Джордж просит Орландо прийти со мной завтра в 10 с половиной часов утра к нему, чтобы поговорить об итальянских делах и после этого отправиться к Вильсону.

Беседуя после этого со мной, Орландо говорит, что, по его мнению, следует констатировать разногласие, но не порывать.

Тардье в контакте с итальянцами работает до поздней ночи в поисках схемы разрешения итало-югославского вопроса».

Невозможно не заметить, что Альдрованди употребляет выражение «в контакте с итальянцами», хотя мог бы просто сказать «в контакте с нами». Он, вопреки мнению Б. Е. Штейна, старается быть или казаться беспристрастным наблюдателем событий. Кратко, точно и насмешливо Альдрованди рисует портреты окружающих его людей (в том числе и своего начальника Соннино): «Во время выступления Вильсона, произносящего свою речь вдохновенным и проповедническим тоном, Ллойд Джордж закрывает рукой лицо, как бы желая сосредоточиться; Клемансо углубляется в кресло с усталым и рассеянным видом»; «Соннино красен, Вильсон бледен; видно, не могут столковаться », и т. д.

Вообще, картина переговоров, нарисованная Альдрованди, выглядит не столь однородно и высокопарно, как у Тардье, а скорее абсурдно и суетливо. Изысканный и притворный дипломатический язык, в котором заметна злая ирония дипломатов по отношению друг к другу, в дневнике итальянца передан превосходно: «Клемансо: …Г‑н Орландо с присущей ему широтой взгляда заявил, что необходимо выдвинуть какое-нибудь предложение…

Орландо: …Я прекрасно и даже глубже г. Клемансо чувствую то, о чем он говорил. Я благодарю его за то, что он поднял этот вопрос».

Тирольская трагедия

Гарольд Николсон в своих воспоминаниях о Парижском соглашении 1919 года отразил общее настроение от того, что происходило на переговорах, в привычном эмоциональном ключе: «Итальянская проблема, таким образом, превратилась для всех, кто это понимал, в испытание всей конференции. В зависимости от трактовки Лондонского договора Вудро Вильсоном мы решили судить о том, чего стоит сам президент. Он подвергался испытанию и пошел на компромисс. Мы, может быть, поступили несправедливо, взяв этот оселок для испытания, но так уж случилось. Вильсон изменил. Мы были поражены его провалом и перестали верить, что президент Вильсон, за которым мы следовали, действительно пророк. С этого момента мы видели в нем не более как пресвитерианского классного наставника » (Гарольд Никольсон «Как делался мир в 1919 г.», 1945).

Вновь удивительная для дипломата лексика, даже в контексте мемуаров. Речь идет не о каком-то званом ужине, а о переделе территорий бывшей Австрийской монархии. И удивляет, прежде всего, с какой праздностью и поспешностью решалась на переговорах дальнейшая судьба целого народа. Создается впечатление, что в Париже собрались не парламентарии, а любопытствующие институтки, решившие проверить на зуб строгого профессора – пророк он или обычный школьный воспитатель. Уже само словечко «пророк» в таком контексте отдает экзальтацией и спиритуализмом, едва ли достойными государственных мужей.

Участники парижской конференции

Вудро Вильсон: ошибка ценой в 2 миллиона людей

Вильсон был сыном южанина-рабовладельца и читать научился лишь в 12 лет. Активист пресвитерианской церкви и неудачливый юрист, он политикой заниматься не собрался и президентом стал случайно – из-за раскола республиканцев, представивших кандидатами У. Тафта и Т. Рузвельта.

По словам российского историка В. М. Хвостова, автора работы «Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны», миссионерство Вильсона ничего общего с пророчеством не имело, поскольку «наиболее предпочтительным концом войны было бы для США отсутствие в ней победителей. Таким образом, поток пацифистских фраз Вильсона и его выступления с целью примирения воюющих держав имели под собой весьма реальную почву: вся его дипломатия пацифистских деклараций отвечала заинтересованности американского империализма сохранить в Европе две соперничающие группировки великих держав». А сам Вильсон, «проповедник «строгой морали», «справедливости и демократии», был «великим мастером прикрывать демократическо-пацифистскими лозунгами политику, преследующую чисто империалистические цели».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться

Исследований невроза много, но ответы на главные вопросы не найдены до сих пор

Лиза
Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера

Почему некоторые люди притягивают настолько сильно, что становятся партнерами?

Psychologies
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
«Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи «Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи

Глава из сборника семейных историй Дины Рубиной «Не вычеркивай меня из списка»

Forbes
Пролог к мировым войнам Пролог к мировым войнам

Русско-японская война стала шоком отнюдь не только для России

Дилетант
Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон» Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон»

Милане Star всего тринадцать лет, однако она может дать фору многим артистам

ЖАРА Magazine
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки

Что можно сделать, чтобы продлить жизнь срезанным растениям

ТехИнсайдер
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Слегка несдержанный Слегка несдержанный

Квартира со сдержанным, но при этом эмоциональным интерьером

Идеи Вашего Дома
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации

Может ли планирование боли и удовольствия помочь справиться с прокрастинацией?

Psychologies
“Он улетел, но обещал вернуться”. Как долго кошка помнит своего хозяина? “Он улетел, но обещал вернуться”. Как долго кошка помнит своего хозяина?

Привязываются ли коты к людям?

ТехИнсайдер
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Головная боль Головная боль

Какой бывает головная боль и как с ней справиться?

Здоровье
Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока

Продукция китайского оборонно-промышленного комплекса для ближневосточных стран

Обозрение армии и флота
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
У берегов Израиля нашли деревянные артефакты эпох неолита и халколита У берегов Израиля нашли деревянные артефакты эпох неолита и халколита

Израильские археологи исследовали 16 древних артефактов, изготовленных из дерева

N+1
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Сколько секса нам нужно?

Добрые советы
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина

Можно ли детям кофе и, если да, то с какого возраста

РБК
Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше» Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»

Как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия

Forbes
Почему мужчина пропал после удачного свидания: 4 причины гостинга Почему мужчина пропал после удачного свидания: 4 причины гостинга

О том, почему ваши с партнером ожидания могут не совпадать, размышляет психолог

Psychologies
Почему мы любим читать, сидя на унитазе? Почему мы любим читать, сидя на унитазе?

Туалетная комната — пристанище одиноких душ и замена молитвенному месту

Psychologies
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
Открыть в приложении