Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации
Основатель галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова рассказывает о планах и свершениях, переменах, произошедших с арт-рынком за последние годы, и надеждах на сплоченность, пришедшую на смену конкуренции
Коллекционер и основатель галереи современного искусства a-s-t-r-a Алина Крюкова любит проверять гипотезы на прочность, при этом сразу давая понять: то, что не все из них покажут свою жизнеспособность, она понимает хорошо. Для проекта a-s-t-r-a путь проб и ошибок давно стал целой стратегией развития. И, оглянувшись назад, можно сказать, что эта тернистая дорожка оказалась ведущей в довольно светлое будущее. О том, как не бояться и не стесняться менять себя и свои подходы, Алина Крюкова рассказывает уверенно и подробно, а это значит, что в том самом будущем (а в него, как известно по размышлениям Ильи Кабакова, возьмут не всех) галерею, в 2022 году обретшую собственное пространство, ждет немало новых открытий.
— Как вам кажется, за время существования галереи a-s-t-r-a изменился ли отечественный арт-рынок вокруг нее? И в какую сторону произошли перемены?
— В этом феврале галерее a-s-t-r-a исполнилось четыре года и можно с уверенностью сказать, что заходила я как предприниматель с проектом на один рынок, а сейчас оказалась игроком уже другого. Пять лет назад, когда я начала развивать проект и анализировала возможные стратегии, тренд интересоваться, знать, покупать искусство среди широкой аудитории только формировался благодаря большой образовательной работе музейных институций, ярмарки Cosmoscow, школ современного искусства и галерей. Тогда еще не было онлайн-платформ доступного искусства, открытых цен на работы и проверенных временем рейтингов молодых художников. Сам рынок был ориентирован на небольшой круг понятных состоятельных коллекционеров и не был прозрачным для новых игроков.
Идея a-s-t-r-a в 2018 году была крайне простой и понятной для моего круга общения и аудитории со схожими интересами: стать комфортной точкой входа на арт-рынок для тех, кто перерос интерес к потреблению дизайнерской одежды и хочет начать если не формировать коллекцию, то наполнять свой дом искусством. Оказаться неким «другом», который первым сориентировался и разобрался, как и что работает, и помогает сделать первый шаг. Так что a-s-t-r-a начиналась как игра на повышение уровня коммуникации для людей, которые несколько раз в неделю ходят на дни рождения или нуждаются в подарках: вместо понятного по стоимости флакона духов, аксессуара или «подарка по кругу» — рисунок профессионального художника, оформленный под стекло, в коробку, с возможностью добавить букет цветов и получить курьером за три часа по Москве по доступной цене (стоимость работ была от 5 до 100 тыс. руб.). Даришь не условный чек из известного магазина, а идею, которую можно обсудить и которую можно потом долго транслировать и воспроизводить уже другим людям, рассказывая о подаренной работе, ее авторе и смысле.
— В какой момент вы поняли, что a-s-t-r-a ждут перемены, и что происходило дальше?
— В процессе развития проекта стало понятно, что с таким набором работ и имен будет невозможно реализовать и попробовать все возможности арт-рынка, так что я пригласила профессиональную команду кураторов для пересборки стратегии. Это был первый шаг к форме классической галереи с поправкой на мой подход: инициировать и проверять максимальное количество гипотез, даже если они потенциально ошибочны, чтобы найти свой путь.
В итоге за четыре года существования галерея a-s-t-r-a успела стать частью нескольких профессиональных экосистем, реализуя проекты на относительно постоянных площадках или в формате pop-up, приняла участие в ярмарке Scope в рамках Art Basel в Miami (2019), в совершенно фантастической ярмарке spring/break в рамках Armory Show в Нью-Йорке (2020) и стала единственной русской галереей на Enter ArtFair в Копенгагене (2020), помимо ежегодного участия в Cosmoscow и blazar в Москве. К сожалению, международный трек для нас оборвался из-за COVID, а теперь и из-за февральских событий, но я не унываю. В сложном 2022 году галерея приняла участие в пяти российских ярмарках, показала шесть сольных проектов, один из которых в музее ММОМА на Петровке, 25, и четыре групповых выставки.
Более того, персональная выставка нашей резидентки Джоли Алиен «Сухая крапива», которая проходила в ММОМА, сейчас номинирована на Премию Художественного театра в области искусств, направленной на поддержку и популяризацию молодых деятелей искусств до 35 лет, в разделе «Современное искусство», а ее работа на днях пополнила коллекцию ММОМА.
— В том же сложном и неоднозначном году у вас появилось собственное постоянное пространство на территории «Винзавода».
— Это для нас главное событие, которое произошло в мае. Шаг был сложный, но абсолютно продуманный и просчитанный, в котором я на 100% до сих пор уверена. А вообще, ретроспективно оценивая, могу сказать, что мы с командой хорошо поработали за эти годы.