Древнеегипетское сопротивление
Что нового раскопали археологи о восстании египтян против власти Птолемеев
В конце III ― начале II века до нашей эры египтяне восстали против греко-македонских правителей страны. За сопротивлением, которое продержалось около 20 лет, в историографии прочно закрепилось имя «Великое восстание».
Но сведения, которые дошли до нас из ряда письменных источников — включая, кстати, знаменитый Розеттский камень, — отрывочны и не всегда объективны. Для построения достоверной картины нужны материальные следы исторических событий. И вот они нашлись — благодаря раскопкам древнего города Тмуис в дельте Нила. Археологи обнаружили здесь многочисленные свидетельства конфликта времен Великого восстания: следы пожара, оружие и останки погибших.
Фараоны-чужаки
В последнюю треть IV века до нашей эры Египет вступил с оптимизмом: благодаря походу Александра Македонского закончились тяжелые для египтян периоды персидских нашествий и владычества (525–405 и 342–332 годы до нашей эры). Однако Александр, выказав уважение к египетской культуре и приняв титул фараона, вскоре покинул страну, чтобы довершить разгром державы Ахеменидов. Египтом стали управлять новые администраторы, и жители страны вскоре забыли о том, с каким восторгом они приветствовали своих избавителей.
Например, в псевдоаристотелевом трактате «Экономика» (ученые полагают, что автором его был один из учеников философа) описываются злоупотребления, чинимые греком Клеоменом, которому Александр поручил сбор налогов, поступающих из египетских номов (так греки стали называть египетские сепаты, административные единицы государства на Ниле). Клеомен организовал поборы с номархов за экспорт зерна, а также вымогал средства у жрецов, угрожая закрытием храмов под различными предлогами.
Первые цари из династии Птолемеев, хотя и подчеркивали свое уважение к местным традициям, субсидировали строительство храмов, расширяли сельскохозяйственные территории, боролись с крупными злоупотреблениями и старались не обострять отношения с местной элитой, все же оставались для египтян чужаками. Их активная внешняя политика и длительные войны с другими осколками империи Александра требовали немалых ресурсов. Греки и македонцы стали в Египте привилегированным меньшинством, экономическое положение населения ухудшалось, а национальные чувства, особенно в среде провинциальной знати, были оскорблены поведением чужеземцев.
Больше, чем беспорядки
К середине III века до нашей эры недовольство египтян вылилось в череду мятежей в разных районах Египта. Самое крупное из них, Великое восстание, продолжалось с 206 по 186 год до нашей эры. Сначала оно охватило территории на юге страны, а затем перекинулось и в Нижний Египет.
Началось сопротивление с нападения на строящийся в Эдфу храм бога Хора. О нем сообщает иероглифическая надпись в самом святилище: «Большое дверное крыло и ворота с двойными крыльями храмовых помещений были закончены в 16-м году его величества [Птолемея IV Филопатора, правившего в 222–204 годах до нашей эры]. Затем возникли трудности, потому что невежественные мятежники прервали на юге работы над Престолом богов».
Греческий историк Полибий в труде «Всеобщая история» полагает это событие естественным итогом того, что Птолемей IV для войны против Селевкидского государства вооружил и обучил приемам боя в фаланге около 20 тысяч египтян. «Дело в том, что, вооружив египтян для войны с Антиохом, царь прекрасно распорядился относительно настоящего, но ошибся в будущем. Египтяне возгордились победою при Рафии и вовсе не желали повиноваться властям. Почитая себя достаточно сильными для борьбы, они искали только годного в вожди человека и немного времени спустя нашли такового», — писал он.