Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах

Коллекция. Караван историйРепортаж

Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Masha Hutorseva/из архива О. Лерман

Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах. Хотя я считаю, что молодые артисты должны пройти такую школу. Нужно только ни в коем случае не застрять в этом периоде. А я на тот момент уже полтора года как проработала в театре, что-то даже поиграла и не очень хотела упражняться в массовых сценах. Месяцев через пять начала подумывать: «Наверное, надо уходить куда-то или сделать акцент на кино». Я уже активно снималась в то время, и в достаточно интересных проектах.

— Оля, вы из театральной семьи и, наверное, с детства мечтали стать актрисой?

— Нет, все это казалось далеким от меня, несмотря на то что мой родной отец был артистом, и отчим артист, и моя мама, сколько я ее знаю, работает в драматическом театре.

У меня были другие мечты. В детстве я занималась художественной гимнастикой, потом увлеклась балетом. Несколько лет отучилась в хореографическом училище родного города Баку, а в шестнадцать решила переехать в Россию, сначала в город Краснодар, там я доучивалась в хореографическом училище последние три года. А вообще, конечно, хотела уже попробовать себя в каком-то новом качестве.

Мне всегда нравился балет и до сих пор нравится. Я обожаю смотреть балетные постановки. Но только смотреть. Довольно рано поняла, что не буду примой. Перспектива всю жизнь танцевать в кордебалете не очень привлекала.

— Вы амбициозны?

— Возможно. Во всяком случае, если я чем-то занимаюсь, это должно получаться у меня на сто процентов. Иначе в чем смысл? Лучше не тратить время — ни свое, ни чужое.

— В Театре Вахтангова вы ведь и начали с танцев?

— Да, ирония судьбы. В первый год меня ввели в «Берег женщин», где каждая актриса исполняла небольшой танцевальный номер. Потом была «Пристань», где вся молодежь участвовала в массовых сценах, также с танцевальными эпизодами. И вскоре возник пластический спектакль «Анна Каренина». Седьмого марта 2022 года я сыграла его в последний раз. У этой постановки лично для меня был довольно интересный путь.

С Андреем Шуговым в спектакле «Незаученная комедия», выпущенном в Щукинском институте, 2010 год. Фото: из архива О. Лерман

— Когда вы впервые вышли на сцену?

— По-моему, лет в семь. Играла фею в спектакле «Щелкунчик» в Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. В детстве это скорее была забава для меня. В девять я даже сыграла роль со словами — Луизон в «Мнимом больном» Жана Батиста Мольера. Но не думала о своем будущем в качестве актрисы драматического театра, потому что была увлечена балетом.

Конечно, на меня повлияли профессия и место работы родителей. Все свободное время я проводила в театре, даже делала там уроки после школы. Дома всегда был нескончаемый поток артистов, всегда говорили об искусстве, театре, пьесах...

Кажется, что благодаря театру я раньше повзрослела, ведь смотрела не только детские постановки, но и Шекспира, Островского, Чехова, Достоевского.

Когда окончила хореографическое училище, встал вопрос, что дальше. Мама прилетела в Краснодар, и после отчетного концерта мы с ней сели и стали говорить о будущем. Я не видела свою жизнь в балете, и в разговоре как-то само собой возникло театральное училище. Решили, что учиться надо в Москве. В ту же ночь купили билеты на самолет и на следующий день улетели в столицу. Я помню, что даже не пошла на свой выпускной.

Все получилось спонтанно. Стихи, басню и прозу я учила в самолете. К тому времени в московских театральных вузах уже шли вторые и третьи туры, и я успела на экзамены буквально в последний момент. Поступила в Щукинское училище, притом что у меня было всего два стихотворения, одна проза и одна басня. Тогда как многие приносили гораздо больше произведений на прослушивания. Это, конечно, была авантюра в полном смысле этого слова.

— Говорят, если поступаешь без надрыва, легко, все происходит само собой.

— Возможно. Думаю, когда хочется себя попробовать в чем-то новом, обязательно надо рисковать. Получится — хорошо, не получится — ничего страшного. Зато потом с чистой совестью говорю себе: «Я пыталась!»

В Москве первое время было нелегко — здесь у людей другой менталитет. Москвичи очень сильно отличаются от бакинцев. Баку — это ведь юг, солнце, море, фрукты. В этом смысле даже Краснодар мне казался недостаточно теплым. А в Москве уж совершенно холодно, солнце редко выглядывает, особенно зимой, и люди здесь постоянно чем-то озабочены и куда-то бегут. В какой-то момент и ты начинаешь бежать вместе со всеми и решаешь на лету несколько задач. И становишься невероятно многофункциональным человеком. Для меня это было максимально непривычно. Вы бывали в Баку?

— Не приходилось.

— Люди там очень расслабленные. Невероятно гостеприимные. Никуда не торопящиеся.

Был забавный эпизод. Несколько лет назад Театр Вахтангова приезжал в Баку на гастроли, и спектакли начинались не в семь, хотя начало было заявлено именно в это время, зрители неспешно собирались лишь к половине восьмого, потому что бакинцы никуда не торопятся. Некоторые даже приходили только ко второму акту.

Москвичу это сложно понять. Бакинцу вполне естественно — другой ритм жизни и образ мыслей. Мне было непросто привыкнуть к городу.

— Наверное, и материально приходилось трудновато?

— Думаю, как и любому студенту, приехавшему из другого города или страны. Семья, конечно, помогала, но я и сама подрабатывала. И даже рада, что было непросто, это время меня закалило даже больше, чем хореографическое училище.

— Вы везучая?

— Хотелось бы думать. Но, кажется, скажешь да — и везение сразу исчезнет.

— Определенно везучая. И поступили легко, и на третьем курсе уже играли в Театре сатиры в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Были очаровательным Малышом!

— Александр Анатольевич Ширвиндт обещал большое будущее в театре. Я уже на тот момент участвовала в нескольких спектаклях. Казалось — все, дело сделано, здесь и останусь. Мои однокурсники на четвертом курсе бегали по Москве, показывались в разные театры, а я была как-то абсолютно спокойна.

Но однажды к нам на выпускной спектакль «Незаученная комедия» режиссера Александра Коручекова пришла легендарная Галина Львовна Коновалова. Она была не только актрисой Театра Вахтангова, но и заведующей труппой и с особым прицелом ходила на студенческие постановки.

Наш спектакль был решен в стиле комедии дель-арте, и на лицах актеров были маски. В конце мы их снимали, но под масками обнаруживался грим. Вокруг глаз у нас были черные круги, как у панды. И все же Галина Львовна что-то такое во мне разглядела и позвала на следующий спектакль художественного руководителя Театра Вахтангова Римаса Туминаса. Он тоже что-то усмотрел и пригласил меня к себе в труппу. Это было интересно, ведь они толком даже лица моего не видели...

Фото: Masha Hutorseva/из архива О. Лерман

— С Ширвиндтом расстались полюбовно?

— Ну как, пришла со словами:

— Александр Анатольевич, вот, так получилось, меня приглашают в Театр Вахтангова.

А он в своей шуточной манере ответил:

— Ну, обделаешься, возвращайся!

Как видите, не обделалась.

— Как вас приняли в Театре Вахтангова?

— Хорошо, хотя это огромный и достаточно сложный организм. Несмотря на это, труппа очень сильная. И ансамбли на спектакли собираются, как правило, разные и всегда достаточно интересные.

— Ролей долго не давали?

— Полгода. И было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах. Хотя я считаю, что молодые артисты должны пройти такую школу. Нужно только ни в коем случае не застрять в этом периоде. А я на тот момент уже полтора года как проработала в театре, что-то даже поиграла, и не очень хотела упражняться в массовых сценах. Месяцев через пять начала подумывать: «Наверное, надо уходить куда-то или сделать акцент на кино».

Я уже активно снималась в то время, и в достаточно интересных проектах. И вот как раз после этих мыслей меня пригласили на главную роль в спектакле «Анна Каренина». После этого началась совсем другая творческая жизнь. Года два я даже нигде не снималась, от всего отказывалась, потому что не могла ходить на пробы из-за постоянных репетиций, выпусков и спектаклей в театре. Я на тот момент не умела совмещать. И ничуть не жалею об этом. Это для меня было временем наполнения и познания. Да, у меня не было знаковых проектов в кино в то время, но не было и гонки за всем и вся.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Отрывок из нового романа Ксении Буржской «Пути сообщения» Отрывок из нового романа Ксении Буржской «Пути сообщения»

Глава из романа «Пути сообщения» — о сложном выборе ради спасения жизни другого

СНОБ
Владимир Урин: Владимир Урин:

Театр, творчество — это понятие сокровенное, интимное, почти семейное

Караван историй
«Нужно рассказывать друг другу о себе» «Нужно рассказывать друг другу о себе»

Актер и режиссер Степан Бурнашев о своем фильме «Айта» и якутском кинематографе

Weekend
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни

Культурологи вспомнили шведскую концепцию жизни

Psychologies
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Гены охотников-собирателей улучшили иммунитет неолитических земледельцев Гены охотников-собирателей улучшили иммунитет неолитических земледельцев

Аллели охотников-собирателей были приспособлены к борьбе с местными патогенам

N+1
Свой — чужой Свой — чужой

Монотонный интерьер квартиры с простой и логичной композицией

Идеи Вашего Дома
Отек лица по утрам Отек лица по утрам

5 способов избавиться от отека лица дома и у косметолога

Лиза
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Глава AB InBev Efes Ораз Дурдыев — Forbes: «Неучтенный рынок пива вырос до 15%» Глава AB InBev Efes Ораз Дурдыев — Forbes: «Неучтенный рынок пива вырос до 15%»

Как пивоваренный гигант AB InBev Efes работает в новых условиях?

Forbes
В ритме сердца В ритме сердца

6 неочевидных симптомов, которые сигнализируют о проблемах с сердцем

Лиза
Декларация независимости. История появления скоростных внедорожников Декларация независимости. История появления скоростных внедорожников

Как появились скоростные внедорожники

4x4 Club
Все и сразу. Что такое здоровый гедонизм Все и сразу. Что такое здоровый гедонизм

Вести здоровый образ жизни и при этом не держать себя в ежовых рукавицах?

Новый очаг
Да будет свет! Да будет свет!

Как сделать темную комнату светлее и уютнее? Несколько секретов

Лиза
Укололи и — пошел: главные тренды в инъекционной косметологии Укололи и — пошел: главные тренды в инъекционной косметологии

Как современные косметологи помогают коже не стареть?

Forbes
«Мать женских прав»: как нигерийская активистка бросила вызов самому королю «Мать женских прав»: как нигерийская активистка бросила вызов самому королю

Фунмилайо Рэнсем-Кути — одна из ключевых фигур борьбы за женские права в Нигерии

Forbes
Пчелы ориентируются в полете, как пилоты первых самолетов Пчелы ориентируются в полете, как пилоты первых самолетов

Чем похожи пчелы и пилоты-люди?

ТехИнсайдер
Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
Почему финансовые маневры Binance до боли напоминают последние махинации FTX Почему финансовые маневры Binance до боли напоминают последние махинации FTX

Придумывать правила на рынке крупнейшей в мире криптобирже легче на ходу

Forbes
«Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт «Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт

Почему можно отказаться от косметики и к чему это может привести?

Psychologies
Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя

Чем прокрастинация отличается от лени?

Psychologies
Сезонная аллергия: как выявить и вылечить — советы врача аллерголога-иммунолога Сезонная аллергия: как выявить и вылечить — советы врача аллерголога-иммунолога

Какие бывают проявления у сезонной аллергии? Что влияет на ее развитие?

Psychologies
«Три мушкетера» и один бутафор «Три мушкетера» и один бутафор

Как англичанин Билл Томас экранизировал классический французский роман

Weekend
Совместное творчество Совместное творчество

О точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты

Правила жизни
Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству

Как все-таки решиться на совместное проживание?

Psychologies
Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах

Существует ли некое «хорошее» законодательство об иноагентах?

Forbes
Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага

Как заставить себя спать?

Psychologies
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
Открыть в приложении