Психологический триллер «Айта»: суд Линча во глубине сибирских руд
Детективный фильм российского режиссера Степана Бурнашева «Айта» выходит в прокат 30 марта 2023 года. Остросюжетная история, основанная на реальных событиях, до последнего момента держит зрителя в напряжении. Но, что особенно интересно Psychologies.ru, в картине поднимаются важные психологические темы. Именно об этом мы и поговорили с создателем фильма — Степаном Бурнашевым.
Сюжет
Девочка-подросток Айта совершает самоубийство после вечеринки с друзьями. У нее находят записку с мужским именем. Именно так зовут одного из сотрудников местной полиции. Благодаря слухам и домыслам в считаные часы он становится подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и затем виновным — для жителей округи. Не дожидаясь следствия и законного суда, люди, пылающие гневом на грани безумия, готовы вершить свой собственный суд…
«Праведный гнев» с правом на насилие
В разное время это явление проявлялось в различных формах. Школьная травля и бойкоты, суд Линча, культура отмены… Возникновение и распространение волны всеобщего негодования на того, кого посчитали «плохим», — одна из важных психологических и философских тем, которые подняли создатели фильма.
Жители поселка делают выводы на основании одного известного им факта — имени в записке. Подозрения в адрес человека с этим именем превращаются для людей в убеждение: он виновен. Отец охвачен горем и желанием мстить. Его соседи не допускают сомнений и готовы помочь ему в жестокой расправе над тем, кого единодушно считают виновным.
Мнение режиссера
Меня очень возмущает осуждение, не подкрепленное фактами, — особенно когда потом выясняется, что все было не так. Всегда стоит услышать обе стороны, потому что даже в семейном конфликте есть всегда две правды. Важно научиться смотреть и с той, и с этой позиции. Потому что однозначного никогда в этой жизни не бывает.
Мы назвались Homo Sapiens — но остались просто Homo. У нас есть такая возможность — мозги, которые стоит иногда включать. Почему мы этим не занимаемся?
Чужаки
Вторая важная тема фильма — шовинизм и ксенофобия, неприязнь к чужакам, людям другой национальности и культуры. Причем она проявляется в обе стороны: для русского по национальности полицейского «все якуты на одно лицо», но и для жителя якутского поселка «все русские на одно лицо». И тот факт, что Афанасий — чужак, как будто становится еще одним, неопровержимым доказательством его «вины» в глазах сельчан.
Мнение режиссера
Я не снимал фильм про якутский национализм. Когда кажется, что «все на одно лицо», можно учиться различать. Мы видим разные лица в кино и начинаем разделять. Можем отличить немца от шведа, японца от корейца, бурята от якута… А если не хотеть различать — будешь так и считать, что все на одно лицо.
Я считаю, что в современном мире не должно быть шовинизма. Из-за чего он возникает? От незнания, невежества, от стереотипного мышления. А сейчас благодаря интернету есть возможность узнать любого. Это проблема не только в нашей стране. Так в Таиланде стереотипно относятся к русским, судя по туристам, которые выпивают и ведут себя неадекватно. Но ведь это не значит, что все русские — такие.
Шовинизм бывает и обратным. Прилетел человек в Москву, встретился с неприятием, вернулся — и однажды оказался в большинстве, а этот шовинизм уже идет от тебя. Как в моем фильме, когда русский попал в другую национальную среду и стал чужаком. Но тогда ты ничем не лучше того, кто проявлял неприязнь к тебе.
Об этом нужно говорить и понимать, что это вообще неправильно и очень глупо в наше время. Каждый может стать сам когда-то объектом шовинизма. И стоит задуматься, мысленно поменяться местами с человеком: а если ко мне будут так же относиться?
Тут есть еще один важный момент: что ты делаешь, чтобы к тебе относились иначе. Я раньше сталкивался с шовинизмом здесь, в Москве, особенно в начале двухтысячных. Сейчас практически этого не ощущаю — бывает моменты, но я справляюсь. А тогда я очень негативно относился, что тоже было ошибкой. Да, обидно. Но что я делал, чтобы этого не было? Ничего не делал, я только усиливал это противостояние. Как только видел милиционера (а меня все время останавливали в метро), психологически готовился: натягивал капюшон, отворачивался — и меня, конечно же, тем более останавливали для проверки. Сразу, почувствовав шовинистическое отношение, ты воспринимаешь это в штыки, и, конечно же, взаимная неприязнь усиливается.