Иммерсивное движение: какие перспективы у трансляций спорта в виртуальной реальности
Дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальности входят в повседневную жизнь осторожно, на цыпочках. Тем не менее болельщикам они уже обещают захватывающие ощущения от просмотра игр любимых команд. Установленные на поле камеры с обзором 360° дают возможность оказаться в самом центре игры и взглянуть на события со всех сторон, а с помощью VR-гарнитуры болельщик может перенестись в пространстве и очутиться на трибуне, будучи физически дома. Впрочем, эти технологии станут популярными еще нескоро: массовый продукт потребителям пока не предложили, и к тому же свой отпечаток накладывают технические ограничения.
«Это было невероятно»
Презентация гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro на ежегодной всемирной конференции разработчиков WWDC в июне наделала довольно много шума среди поклонников спорта. В презентации CEO Disney Боба Айгера можно было увидеть разные форматы XR-показа американского футбола, гонок «Формулы-1» и баскетбола, и выглядело это действительно впечатляюще. Disney уже стал партнером Apple по созданию XR-контента, пообещав, что с первого дня он будет на устройстве. Среди новшеств для пользователей Айгер анонсировал одновременный просмотр нескольких матчей, трансляцию игры с нескольких ракурсов в одно и то же время и с детальной статистикой, 3D-повторы с возможностью увидеть момент с разных ракурсов.
Известный техноблогер Джон Грубер описывал свой опыт просмотра трансляций в Apple Vision Pro восторженно: «Спорт выглядел реальным. Это настолько же отличалось от привычного телеэфира, как телевидение отличается от радио. Это было невероятно. Я бы захотел купить Vision Pro, даже если бы единственным, что умеет гарнитура, были трансляции спорта в таком формате».
Все крупнейшие лиги и спортивные клубы мира пристально следят за развитием темы с виртуальной и дополненной реальностью, а кто-то проводит свои эксперименты, пусть и с разной степенью успеха. «Спортивная трансляция будущего — это полностью персонализированный поток, интегрирующий вместе несколько фидов видео, 3D-графики и статистических данных в адаптированный под конкретное устройство пользовательский опыт. VR/AR может стать драйвером перехода к такому показу спорта», — полагает руководитель продукта спортивных трансляций «Кинопоиска» Михаил Калашников.
Сумеют ли VR и AR изменить мир спортивных трансляций, какое будущее открывается в этой связи перед болельщиками всего мира и России в частности, а также с какими проблемами сталкиваются пользователи и участники этого рынка, разбирался Forbes.
Фокусы с наложением
Представьте ситуацию: оформив все-таки Fan-ID, вы приходите на стадион на матч любимой команды с друзьями, где у вас завязывается жаркий спор. Вы считаете, что линия защиты играет безошибочно и снимает всю угрозу у своих ворот, но ваши оппоненты бурно и с применением непарламентских выражений возражают, уповая на то, что основной вклад вносят вратарь, хавбеки и нападающие, которые помогают обороне. Устав спорить, вы достаете смартфон, наводите на поле, нажимаете на интересующих вас игроков — и перед вами углубленная личная статистика спортсменов с их действиями на поле, которая обновляется в режиме реального времени. За вами аргументированная победа в горячей дискуссии.
Это не фантастика, подобное уже не раз было воплощено в жизнь. Так, несколько громких проектов с добавлением статистического слоя в дополненной реальности выполнила голландская AR-студия Immersiv.io, указывает директор по стратегии «МТС Энтертейнмент» Владимир Агеев: «Например, кейс с марсельским «Олимпиком» 2021 года — AR для зрителей на стадионе в мобильном приложении и AR-очках — наводишь на поле и видишь слой данных в реальном времени, задержка данных сведена к минимуму благодаря 5G на стадионе от Orange. Или Суперкубок Германии 2022 года — AR в очках для тех, кто смотрит телевизор: статистика появляется вокруг телевизора».
Свежий пример — к прошедшему недавно чемпионату мира по футболу 2022 года в Катаре было выпущено приложение для смартфонов FIFA + Stadium Experience. В нем функция дополненной реальности позволяла болельщикам на трибунах смотреть повторы, был похожий на используемый судьями механизм VAR, а также можно было получать короткую справку со статистическими данными, средней скоростью и пробегом футболистов на экран своего смартфона, нажав на каждого игрока.
Как все начиналось
К моменту триумфа Лионеля Месси и сборной Аргентины в Катаре спортивная и IT-индустрия уже не первый год экспериментировали с VR и AR. «Историю VR в спорте можно разделить на два этапа — первая волна была в 2015–2017 годах, потом пауза, а затем интерес вернулся в 2022–2023 годах в связи со сменой стратегии Meta (признана в России экстремистской и запрещена) и новыми продуктами Apple, — рассуждает Михаил Калашников. — Первопроходцами стала компания NextVR, показавшая матч НХЛ в VR еще в 2015 году». Руководитель по внедрению новых технологий и инноваций билайна Сергей Уразов согласен: первые попытки трансляции футбольных матчей в формате 360 начались еще в 2015 году. Одними из первых, по его словам, были португальцы, транслировавшие матч «Порту» — «Бенфика» с помощью пяти камер кругового обзора. Спонсором этой трансляции была Samsung, и трансляцию можно было смотреть в фирменных магазинах компании.