Люди думали, что началась ядерная война: жуткая история крупнейшей железнодорожной катастрофы СССР
34 года назад, в ночь на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, в результате которой погибло 575 человек (по другим данным 654), 181 из них — дети.
Ту катастрофу местные жители до сих пор вспоминают со слезами на глазах... Настолько это было страшное зрелище.
3 июня 1989 года из Новосибирска отправился поезд №211, следовавший в Адлер. Навстречу ему, уже в обратном направлении, шел поезд №212. Один вез людей на отдых, другой – с отдыха. И совсем ничего не предвещало беды, пока оба состава не встретились в Челябинской области, в 11 километрах от города Аша.
Нет, они не врезались друг в друга, случилось нечто более страшное. 4 июня в 01:41 по местному времени на Транссибирской магистрали, где проезжали два поезда, прогремел чудовищный взрыв, мощность которого позднее оценили в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. 2 электровоза и все 37 вагонов и моментально загорелись, 7 из них сгорели сразу, ударной волной 11 вагонов снесло с рельс. Железная дорога на протяжении 250 метров превратилась в груду металла.
Что произошло?
Предшествовало этому событию строительство трубопровода «Западная Сибирь – Урал – Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 километра. Оно началось относительно задолго до катастрофы – в 1981 году. Изначально он строился как нефтепровод, однако спустя время руководство Миннефтепрома приняло решение переквалифицировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно решать вопрос транспортировки сжиженного газа. И хотя технические правила запрещали делать это под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, это требование по необъяснимым причинам было проигнорировано.
Трубопровод пересекал проходящие в том округе железнодорожные пути в 14 местах, среди них была и Транссибирская магистраль, известная большим грузопотоком. На нем образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, началась утечка газов: пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов. Из-за этого и в совокупности с определенными погодными условиями газ скопился в низине, где неподалеку и на ж/д путях проходили два поезда. В один момент произошел мощный взрыв, который мог произойти из-за любой искры – даже от выброшенного из окна поезда бычка сигареты.