Феномен абсолютного зла, или почему третий сезон «Настоящего детектива» получился не хуже первого
На HBO завершился третий сезон «Настоящего детектива». Кинокритик Иван Филиппов объясняет, почему сериал, который с первых серий сравнивают с культовой историей Раста Коула и Марти Харта, получился абсолютно самодостаточным произведением.
Обычный вечер в обычной одноэтажной Америке. Отец (его играет звезда сериала «Остановись и гори» Скотт МакНэри) возится в гараже. Двое детей, 12 и 10 лет, спрашивают разрешения поехать поиграть с друзьями, садятся на велосипеды, уезжают в закат — и исчезают. Расследование ведут детективы Уэйн Хэйс (Махершала Али) и его напарник Роланд Уэст (Стивен Дорф). Довольно скоро в пещере находят тело мальчика, а что случилось с девочкой и жива ли она — этого не знает никто.
События сериала развиваются параллельно в трех временных пространствах: 1980-м году, когда дети Перселл пропадают и начинается расследование, в 1990-м, когда дело заново открывают в свете новых обстоятельств преступления, и в 2015 году, когда уже глубокий старик детектив Хэйс дает интервью журналистке в модном жанре true crime.
В 1980 году Хэйс и Уэст активно берутся за расследование: для полиции найти детей — дело чести. Но улик практически нет, если не считать загадочной соломенной куклы, найденной в пещере рядом с телом мальчика. Среди первых подозреваемых — раздавленный горем отец, полуотсутствующая мать, предпочитавшая дому алкоголь и наркотики, и жуликоватый дядя с железным алиби. Проверив семью, детективы переключаются на мальчишек-старшеклассников — оказывается, что один из них отобрал у погибшего мальчика велосипед. Может быть, он убийца? Потом детективы прорабатывают индейца, собирающего в районе мусор: он ни с кем не общается, все время молчит и ездит всюду на своем маленьком тракторе с прицепом — очевидно, подозрительный тип.
В 1990 году расследование открывают заново: отпечатки пальцев девочки, считавшейся погибшей, нашли на месте ограбления аптеки. Но и это расследование заканчивается ничем. А точнее, трагическим самоубийством одного из участников ограбления и смертельной ссорой Хэйса и Уэста.
В 2015 году старый, страдающий деменцией Хэйс пытается рассказать о нераскрытом деле молодой журналистке. Он не виделся и не разговаривал со своим напарником больше четверти века, но уже не помнит почему. Как не помнит и многих обстоятельств дела, восстанавливая их в памяти с помощью книжки своей покойной жены, написавшей об этом национальный бестселлер. Но в основном разговоры с журналисткой нужны Хэйсу для того, чтобы выяснить, что знает она, — вдруг за прошедшие 25 лет появились какие-то новые обстоятельства, о которых он сам не знал?