Вафля на «полторашку»
С 1 марта в Москве начнут автоматически штрафовать за выезд на перекресток, если за ним образовалась пробка. Как будет работать новая система?
Правила дорожного движения запрещают выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. КоАП устанавливает за такое нарушение штраф 1500 рублей. На деле сотрудники ГИБДД выписывали этот штраф исключительно редко, а камеры и вовсе за этим никогда не следили. А ведь выезд на загруженный перекресток даже одного автомобиля способен перекрыть дорогу машинам с перпендикулярной улицы – они, дождавшись своего зеленого сигнала светофора, не могут объехать нарушителя.
Первые сорок
В течение последних полутора лет на те перекрестки Москвы, где есть проблемы с проездом, наносили желтую разметку в виде ромбов – «вафельницу». Перед пересечением дорог устанавливали знаки, предупреждающие о запрете остановки на разметке. На сегодняшний момент «вафельница» нанесена на 103 столичных перекрестках, которые считаются самыми загруженными.
«Вафельница» призвана дополнительно обратить внимание водителей на границы перекрестка, в которых можно спровоцировать помеху другим транспортным средствам. Теперь, когда водители к ней привыкли, вафельница послужит базой для подключения камер для администрирования данного нарушения. И первый комплекс начнет рассылать штрафы уже 1 марта.
Сначала фиксация нарушения будет вестись только на одном перекрестке в Москве – пересечении Орликова переулка с Садовым кольцом. После того, как будут сделаны первые выводы о работе нового комплекса, планируется оснастить камерами еще 40 перекрестков в столице. Проектом занимается Центр организации дорожного движения столицы (ЦОДД) в сотрудничестве с ГИБДД.
Веселые картинки
Чтобы стать нарушителем в глазах комплекса фотовидеофиксации, нужно находиться на вафельной разметке не менее пяти секунд, остаться на ней при включении запрещающего сигнала светофора и создать помеху для движения транспортных средств с перпендикулярной улицы. Только при совпадении трех факторов система делает фотографии и видеозапись, которые отправляются на обработку в ЦОДД. Специалист центра фотофиксации убеждается, что нарушение имело место, что номера машины, марка и модель распознаны правильно, и отправляет данные в ГИБДД. В свою очередь ГИБДД выносит постановление и высылает автовладельцу «письмо счастья». ЦОДД в первое время будет обрабатывать данные с камер вручную, а дальше администрирование может взять на себя нейросеть, которая сейчас уже самостоятельно обрабатывает штрафы за превышение скоростного лимита.
Сам комплекс состоит из двух камер, которые при фиксации нарушения делают коллаж из шести фотографий, а также видеозапись. Одна камера смотрит в попутном направлении, другая – в поперечном. В коллаж входят два панорамных фото, на которых видна вся ситуация, две картинки с пятисекундной разницей, увеличенное изображение номера автомобиля нарушителя, фото с точки зрения запертого поперечного потока. Евгений Леглер, руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД, подчеркивает, что «доказательную базу согласовывали с сотрудниками полиции».
Презумпция невиновности
Чтобы водитель не сомневался в справедливости полученного штрафа, в постановлении обязательно должно быть видно, что машина создает помеху поперечному потоку. То есть если автомобиль стоит на краю перекрестка, попадая на «вафельницу», но машины поперечного потока легко его объезжают, штраф не придет. Если водитель остановился ночью на пустом перекрестке с «вафельницей», но при этом не создал помех поперечному транспорту (потому что его просто нет в это время), то также он не будет считаться нарушителем. Не будет выписан штраф и в случае вынужденной остановки из-за дорожно-транспортного происшествия или поломки, так как ситуация будет видна в дополнительном видео.
Фиксация выезда на загруженный перекресток – один из видов нарушений, по которому ЦОДД сохраняет дополнительно к фото видеоролик для доказательной базы. В случае, если водитель не согласен с нарушением, он может оспорить его в установленном порядке – если увидит вместе с сотрудником ГИБДД, что в видео действительно нет нарушения. Видео хранится на сервере не менее четырех месяцев.
Круговая порука
Самый очевидный для водителей вопрос: как комплекс определит, что автомобиль не вынужденно стоит на перекрестке более пяти секунд, пропуская встречный поток для поворота налево? Очень просто: администрирование вводится пока только на тех пересечениях улиц, где не предусмотрены поворот налево или разворот в отдельную фазу.
Если машина простоит на «вафельнице» минуту, сколько штрафов получит автовладелец? Специалисты ЦОДД утверждают, что один – так как речь идет об одном нарушении.
Если помехи для движения создают сразу несколько транспортных средств, то штрафы могут выписать как всем, так и выборочно одному нарушителю. «Технические возможности камер позволяют фиксировать достаточное количество ТС в зоне фиксации, чтобы обеспечить полный контроль перекрестков. Данные предлагает техника в авторежиме. Вот три нарушителя, и если техника предложит трех, мы оформим три нарушения, по каждому создается отдельный материал», – объяснили в ЦОДД.
Цель администрирования выезда на пересечение улиц – разгрузить перекрестки. По расчетам экспертов ЦОДД, в результате пропускная способность увеличится на 15−20 процентов.
Штраф не выпишут в случае остановки из-за ДТП или поломки
От первого лица
Евгений Леглер, руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД:
«Основное правило, которое надо соблюдать: нельзя выезжать на перекресток, если вы не можете его проехать сразу, без остановок. И не важно, какой сигнал светофора горит. Бывают ситуации, когда горит зеленый, однако перекресток забит».
Фото: Андрей Любимов/Агентство городских новостей «Москва»; Светлана Алеева
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl