Эркюль Пуаро: как создавался образ знаменитого детектива из романов Агаты Кристи
Частный детектив, бельгиец с аккуратными усиками, придуманный Агатой Кристи, давно вышел за пределы книг и стал именем нарицательным. Не последний вклад в это внес британский актер Дэвид Суше, который на протяжении четверти века снимался в главной роли экранизации романов и создал канонический образ сыщика, который одобрила даже требовательная дочь писательницы. Рассказываем, как создавался литературный и кинематографический образ Пуаро и в чем его главное отличие от Шерлока Холмса.
Невысокий джентльмен, вздернутые вверх маленькие аккуратные усики, семенящая походка, безупречный стиль и обходительные манеры, трость и классическая шляпа хомбург, по-английски говорит с легким акцентом и как-то в нос. Эту фигуру вряд ли с кем-то спутаешь. Бельгийский сыщик Эркюль Пуаро.
Агата Кристи придумала Пуаро в 1920-м, он стал героем трех десятков ее романов и более полусотни рассказов. Верный герой сопровождал британскую писательницу почти до самой ее смерти. Последнее произведение о нем она написала в 1975-м, а в следующем году ушла из жизни.
Истории о бельгийском сыщике издаются и переиздаются огромными тиражами, переводятся на все языки мира. Были и многочисленные театральные и радиопостановки, экранизации. В кино Пуаро стал появляться еще в 1930-е, и его воплощали на экране очень по-разному, иногда он и вовсе представал шутом или (о нет!) был лишен своих фирменных усов. В конце 1980-х годов дочь Агаты Кристи Розалинда Хикс выступила с идеей создать новый многосерийный фильм о Пуаро. Одно из ее требований звучало следующим образом: «Я хочу, чтобы зрители смеялись вместе с Пуаро, но никогда над ним самим».
На роль детектива был приглашен актер Дэвид Суше, который крайне ответственно подошел к созданию образа. Он проштудировал все произведения Кристи о Пуаро, тщательно выписывая все подробности внешнего вида и поведения своего героя, его привычки и эпатажные выходки. Он даже стал во время съемок намеренно менять тембр своего голоса, чтобы он больше соответствовал особенностям бельгийского сыщика (русской озвучкой персонажа Суше в течение всех лет неизменно занимался актер Рудольф Панков). Розалинда Хикс благосклонно отнеслась к новой экранизации, хотя была известна большой требовательностью к воплощению произведений своей матери на экране.
В 1989 году вышла первая серия телевизионной эпопеи, которой было суждено продлиться 25 лет. За четверть века в съемках наступали паузы, сменялись продюсеры, режиссеры и сценаристы фильма, неизменным оставался лишь Дэвид Суше, благодаря которому за Пуаро окончательно закрепился статус легенды. Он дополнил и настолько развил черты сыщика, что актера в полной мере можно считать соавтором Агаты Кристи. Так или иначе, сериал “Пуаро”, который выходил на протяжении 14 лет и который посмотрели почти миллиард зрителей в более чем 100 странах мира, стал самостоятельным художественным произведением.
Эркюль Пуаро как антипод Шерлока Холмса
Русский поэт и маг литературоведения Евгений Головин в статье «Артур Конан Дойл и спиритуализм» назвал британского писателя Артура Конан Дойла творцом последнего европейского мифа, имея в виду, конечно, созданную им сагу о Шерлоке Холмсе. Действительно, серия книг о приключениях британского сыщика стала эталоном детективного жанра, задала тон для многих подражателей и продолжателей этой литературной традиции. Известно, что Конан Дойл, в свою очередь, вдохновлялся историями Эдгара По, был в некотором смысле его последователем, однако британцу был чужд иррациональный и мистический оттенок произведений «мастера ужасов».
Миф Конан Дойла принадлежит миру современности. Миф позитивистский, прогрессистский, отражающий веру в рацио. В нем нет места необъяснимым происшествиям, холодный рассудок побеждает любые тайны. Сам Конан Дойл был большим энтузиастом техники, принимал участие в автопробегах, ратовал за скорейшее строительство туннеля под Ла-Маншем, предсказывал подводную войну на море и вообще всячески приветствовал развитие машинерии. Эти настроения также передались и герою его литературных произведений. Оставим за скобками увлечение британского классика спиритизмом, оно случилось позднее, когда вся шерлокиана уже была написана.